Правовые проблемы приватизации

Название работы: Правовые проблемы приватизации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 12 ИЮНЯ 1990 Г. ПО 12 ДЕКАБРЯ 1991 Г. 5

2. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Выдержка:

Введение:

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом пе-рехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государствен-ного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благопри-ятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления и приватизации большинства пред-приятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и ме-сто государственного сектора в переходной экономике.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства произ-водства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь при-оритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.

Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость по-стоянного внерыночного согласования производственной деятельности госу-дарственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем меха-низм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяй-ству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой - инструментом государственного регулирования долговременного ха-рактера. Непосредственными целями приватизации являются:

Глава 2:

Таким образом, Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами прива-тизации, предусмотренными прежним Законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Одновременно с этим новый За-кон отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как: продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционер-ных обществ, их работникам; выкуп арендованного имущества; отчуждение ак-ций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.

Сохранились и закреплены в новом Законе известные ранее способы при-ватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аук-ционе; а акций - на специализированном аукционе; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы откры-тых акционерных обществ.

Необходимо отметить, что, определяя способы приватизации, ни ранее существовавшее законодательство, ни новый Закон не дают понятия способов приватизации. Основываясь на анализе норм о способах приватизации, можно дать следующее их определение:

Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

Как следует из вышеизложенного, большинство способов приватизации (восемь из указанных в ст.13 Закона о приватизации десяти способов) - догово-ры купли-продажи, т.е. это различные способы продажи государственного имущества.

Остановимся подробнее на способах приватизации, которые и в будущем останутся основными, так как, исходя из своих особенностей, позволяют наи-лучшим образом соблюсти баланс государственных и частных интересов.

К таким способам относятся продажи посредством аукционов и конкурсов.

1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе имеет место в случае, если на покупателей не накладывается обязанность вы-полнять какие-либо условия в отношении имущества (объекта приватизации). Право собственности на объект приватизации переходит к покупателю, пред-ложившему в ходе торгов наиболее высокую цену за такой объект.

Заключение:

Законодательство о приватизации является одним из наиболее динамично развивающихся. Большинство нормативных актов, регулировавших "первую волну" приватизации, уже утратило силу, однако споры, связанные с некото-рыми сделками, совершенными в соответствии с этими законами, продолжают рассматриваться в судах и сегодня.

При выяснении того, является ли сделка приватизации действительной, судам приходится руководствоваться не только положениями ГК РФ. Особое внимание обращается на специальное законодательство о приватизации. ФАС МО в постановлении от 08.11.2000 N КГ-А40/5030-00 отметил: учитывая, что договор является сделкой приватизации, оценка действительности этого дого-вора возможна только с учетом положений законодательства о приватизации, а именно: каким способом в данном случае осуществлялась приватизация иму-щества и имело ли место перечисление указанной в договоре суммы за прива-тизируемое имущество в полном размере.

Одним из условий договора является цена имущества, которая также мо-жет повлиять на правовую оценку сделки. При осуществлении выкупа имуще-ства в процессе приватизации должны использоваться только определенные средства платежа, соответствующие закону. Так, ФАС МО в постановлении от 18.03.2002 N КГ-А40/1339-02 указал, что использование незаконных средств платежа является основанием для признания сделки приватизации недействи-тельной согласно п.2 ст.29 Федерального закона "О приватизации государст-венного имущества и основах приватизации муниципального имущества" (да-лее - Закон о приватизации).

При оценке сделок приватизации на предмет их недействительности суды обращают наибольшее внимание на то, являются ли они ничтожными или ос-поримыми. Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципаль-ных предприятий в РСФСР" был установлен судебный порядок признания сде-лок недействительными, но в отдельных случаях на практике его положения толковались таким образом, что все сделки приватизации могут быть только оспоримыми, но не ничтожными. Однако ФАС МО в постановлении от 05.08.98 N КГ-А40/1734-98(2) специально подчеркнул, что в зависимости от оснований недействительности названных сделок они могут быть как оспоримыми, так и ничтожными (ст.166 ГК РФ) (см. также постановление ФАС СЗО от 01.07.2002 N А42-3625/01-10, постановление ФАС ВСО от 28.10.98 N А33-95/98-С2-Ф02-1256/98-С2).

Похожие работы на данную тему