Конституционный статус республик, входящих в составе РФ

Название работы: Конституционный статус республик, входящих в составе РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ 5

2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РФ 19

2.1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РФ 19

2.2. ПРАВОТВОРЧЕСТВО РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Выдержка:

Введение:

Не вызывает сомнения, что полноценное развитие федеративного государства невозможно без уважения исторических, национальных, культурных и прочих особенностей его субъектов. Это обеспечивается наделением их определенным кругом полномочий государственно-властного характера. Вместе с тем федеративное государство, хотя и состоит из отдельных субъектов, представляет собой единое, целостное государство.

Именно поэтому нельзя не учитывать, что при неумелой или умышленной деятельности государственных органов или отдельных должностных лиц, наделенных властными полномочиями, может создаваться угроза целостности государства. При этом, как правило, обращается внимание на деятельность органов государственной власти субъектов Федерации, так как угроза целостности государства в этом случае очевидна. Но и действия, направленные на превращение России в унитарное государство, - не менее реальный фактор, дестабилизирующий государственное устройство страны, что также, правда, в более отдаленной перспективе, может обернуться катастрофой для Федерации. События новейшей отечественной истории, связанные с распадом СССР, формально федеративного, а по сути унитарного государства, - тому убедительное подтверждение.

В связи с этим сохранение баланса, обеспечивающего единство российского государства в сочетании с учетом многообразия его субъектов, - важнейшая задача всех государственных институтов. Государственно-властный характер деятельности государственных органов и должностных лиц находит свое внешнее выражение в принятии правовых актов управления нормативного либо ненормативного характера. Поэтому обеспечение единого правового пространства является, по сути, ключевым вопросом, позволяющим решить эту проблему.

Целью настоящей работы является анализ основных понятий конституционного статуса республик в составе Российской Федерации, а также дать анализ правовых основ и фактического состояния нормотворчества республик в составе Российской Федерации на современном этапе. Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-государственников, правоведов и практиков, нормативные, правовые и законодательные акты. Основным объектом исследования являются проблема правовой неурегулированности взаимоотношений на уровне субъектов федерации.

Глава 2:

Правовой статус республик в составе Российской Федерации определяет право их законодательных (представительных) и исполнительных (правительства) органов власти в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы бюджетного права. Правотворчество республик в составе Российской Федерации обусловлено и иными факторами федеративного устройства России: разграничением предметов ведения и полномочий, установленных не только Конституцией Российской Федерации, но и Федеративным и иными договорами; распределением нормотворческой компетенции между различными ветвями власти и т.п. Наделение субъектов Российской Федерации правом принимать законы и иные нормативно-правовые акты является новеллой Конституции Российской Федерации (п.4 ст.76).

Федеративное устройство России предполагает активное участие регионов в разработке и принятии федеральных законов по вопросам бюджетной деятельности, поэтому объектами правотворческого процесса регионального уровня являются не только нормативно-правовые акты соответствующего уровня, но и проекты федеральных бюджетных законов. Последний объект образуется, как отмечается в юридической литературе, в результате реализации субъектами РФ права законодательной инициативы в Государственной Думе или при обсуждении проектов федеральных законов по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации .

Принятие актов финансового законодательства часто приводит к коллизиям с федеральным законодательством. Так, Закон Республики Мордовия "О фонде развития села" не соответствует нормам НК РФ по установлению индивидуальных налоговых льгот и перечня обязательных платежей, служащих доходными источниками фонда "Развития села". Другой пример. Закон Республики Мордовия "О налоге с продаж" в п.1, 2 ст.1 предусматривает, что филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских юридических лиц являются плательщиками налога с продаж. Это противоречит ст.19 НК РФ, где содержится норма о том, что филиалы российских юридических лиц не являются налогоплательщиками.

Принятие в регионах нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую сферу, преследует главную цель - обеспечить экономический рост на основе сочетания целевого регулирования экономики органами власти с механизмами складывающегося рынка, привлечения инвестиций в производство и экономическую инфраструктуру, гибкой налоговой и ценовой политики, развития мелкого и среднего предпринимательства, межрегиональной интеграции и взаимодействия с федеральным центром.

Правовые акты республик в составе Российской Федерации по форме выражения аналогичны общефедеральным, поскольку правовая система субъекта Федерации производна и является составной частью правовой системы России в целом. Одновременно бюджетное правотворчество регионального уровня имеет принципиальные отличия, проявляющиеся в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования.

Заключение:

Вопросы государственного строительства и выбор оптимальных форм управления страной, повышение эффективности управленческих решений являются весьма актуальными в современных условиях, когда Россия выходит из продолжительного экономического, политического и социального кризиса.

Один из таких вопросов - обеспечение самостоятельности органов власти республик в составе Российской Федерации в пределах их полномочий, определяемых законами, в том числе в области нормотворческой деятельности.

Нормотворчество республики в составе Российской Федерации - это не только важнейшая форма реализации ее полномочий, но и один из признаков государственно-правовой природы субъекта Российской Федерации. Объем и пределы нормотворчества зависят от разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в ее составе, что определено ч.3 ст.5, ст.71, 72, 73, 76 Конституции России, соответствующим федеральным законом. Собственное правовое регулирование республики в составе Российской Федерации, то есть осуществляемое вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, составляет ядро правового статуса республики. Возможности нормотворчества у субъекта широкие - как в пределах собственного правового регулирования, так и в сфере совместного ведения. В частности, по десяти отраслям законодательства - административному, административно-процессуальному, трудовому, семейному, жилищному и др. Но реализовывались эти возможности не просто, особенно в начальный период.

Похожие работы на данную тему