Значение сюжетно-ролевой игры

Название работы: Значение сюжетно-ролевой игры

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

55 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 6

1.1. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ИГРА РЕБЕНКА 6

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 8

1.3. СТАНОВЛЕНИЕ ИГРОВЫХ ЗАМЕЩЕНИЙ 12

1.4. ПОЯВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСТВА В ИГРЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 16

2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА 19

2.1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 19

2.2. ТЕОРИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ 21

2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА 26

2.4. РАЗВИТИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32

2.5. ГЛАВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ДЕТСКОЙ ИГРЫ 35

2.6. РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ШКОЛА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 39

2.7. ИГРА С ПРАВИЛОМ КАК СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ 42

2.8. «БОЛЬШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ» 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Выдержка:

Введение:

Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается со-временной психологии. Основной целью исследования данной работы высту-пают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура разверну-той формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее зна-чение в жизни ребенка.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы).

Во-первых, по уровню развития игровых действий ребенка можно опреде-лить его готовность к школьному обучению, ибо, по мнению автора, основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сю-жетно-ролевой игры.

Во-вторых, чтобы понять младшего школьника, нужно знать особенности психической жизни дошкольника.

В-третьих, становление психологического мировоззрения специалиста происходит в результате ознакомления с фундаментальными психологически-ми исследованиями, к каким относится данное издание.

В-четвертых, игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так назы-ваемой игры с правилами появляются в сюжетно-ролевой игре.

Все эти причины и обусловили важность и актуальность выбранной темы.

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называ-ют "ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание. Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo ludens) Й. Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно по-средством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возмож-ности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей и зем-ного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было рань-ше. Это относится и к играм детей. То, что "проиграно", превращается затем в реальность.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра до-школьника проходит несколько стадий. Первая – это игра ролевая, когда ребе-нок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д. Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает исто-рии, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчи-ваться в один день и продолжаться на следующий. И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех. Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, по-следняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социали-зации. Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют. Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру ма-лыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" вашего малыша. В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком. Очень полезны театрали-зованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу ма-сок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не ви-дит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второ-степенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карна-вальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприя-тий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участ-никами, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.

Глава 2:

Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные истори-ческие эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однооб-разны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют мень-ше, чем 20— 30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудо-выми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюже-ты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производст-венные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошко-льники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их ре-альных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сю-жетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятель-ность людей, их поступки и отношения.

При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т.д.). Сюжеты игр отражают конкрет-ные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкрет-ных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окру-жающим,

Содержание игры—это то, что воспроизводится ребенком в качестве глав-ного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или ме-нее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека—только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людь-ми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отно-шений реальных взрослых, окружающих ребенка. Говоря о влиянии взрослых на игру детей К.Д-Ушинский писал: “Взрослые могут иметь только одно влия-ние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением ма-териала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нуж-но думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купи-те для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы накупи-те для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хоро-шенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраи-вать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, кото-рые будут вливаться в него из окружающей жизни, — вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели” [Т. 8. С. 441]. Дейст-вительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, “в семью”) может иметь совершенно разное содержание: одна “мама” будет бить и ругать своих “детей”, другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая—читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что “вливается” в ребенка из окру-жающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

Заключение:

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отноше-ний, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испыты-вает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участ-вовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошко-льном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определен-ную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Hо, хотя жизнь в игре протекает в форме пред-ставлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действи-тельной жизнью.

Игра "вырастает" из предметно- манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действия-ми с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятель-ность со взрослыми, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка об-разцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появле-ния игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около 3 лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет раз-виваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнооб-разных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Hужны ребенку и различные игрушки, в том числе не-оформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы лег-ко использовать в качестве заместителей других. Д.Б.Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, разви-вая свое воображение.

Итак, на границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Hо обязательным условием разверты-вания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольно-го возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоен-ных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь по-является соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и печатных игр.

Похожие работы на данную тему