Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Название работы: Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение 2

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 5

1.1. Исторический и правовой аспект организации прокурорского надзора 5

1.2. Сущность и особенности реализации оперативно-розыскной деятельности 12

1.3. Понятие, предмет, правовое регулирование и поводы осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью 19

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 25

2.1. Прокурор как субъект оперативно-розыскной деятельности. Обязанности и права прокурора в оперативно-розыскной деятельности 25

2.2. Организация надзорной деятельности 30

2.3. Правовые акты прокурорского реагирования на нарушения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 35

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 42

3.1. Соотношение координации и прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности: проблема и ее разрешение 42

3.2. Повышение роли прокурорского надзора в борьбе с экономической преступностью 49

Заключение 58

Список источников 62

Выдержка:

Введение

В настоящее время все чаще говорится о необходимости укрепления законности и правопорядка в условиях существующих проблем в экономике, снижения жизненного уровня населения, осложнением криминогенной обстановки в Российской Федерации, увеличением числа тяжких и особо тяжких преступлений.

Тенденции криминализации в обществе создают угрозу национальной и общественной безопасности, противодействуют обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

При этом, серьезная роль в решении задач противодействия преступности отводится органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности имеются проблемы, которые не дают возможности соответствующим субъектам и другим правоохранительным органам достигать более эффективных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений, розыске преступников, что препятствует оптимизации оперативно-розыскной деятельности.

Правовая реформа в России большое внимание уделяет надзору и контролю за состоянием законности в государстве. Эта ответственная миссия преимущественно возложена на прокуратуру Российской Федерации.

И одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

При надзоре за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокуратура обязана, с одной стороны, способствовать им в решении стоящих перед ними задач по противодействию преступности, с другой – путем организации и осуществления прокурорского надзора обеспечивать защиту охраняемых Конституцией Российской Федерации, отраслевым законодательством прав и свобод граждан, попавших в сферу оперативно-розыскной деятельности.

Создавая реальные возможности для реализации ими своих прав и свобод, органы прокуратуры и субъекты, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуя между собой, обязаны принимать меры для защиты от преступных посягательств общественных и государственных интересов.

Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, должен быть в числе приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в целях соблюдения ими законности, повышения эффективности деятельности в борьбе с преступностью.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУБЪЕКТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Прокурор как субъект оперативно-розыскной деятельности. Обязанности и права прокурора в оперативно-розыскной деятельности

Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют:

- Генеральный прокурор РФ;

- уполномоченные им прокуроры (ст.21 Закона об ОРД).

Генеральный прокурор Российской Федерации лично определяет своим приказом прокуроров, на которых персонально возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность.

Согласно ст.129 Конституции Российской Федерации прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Следовательно, Генеральный прокурор РФ – высшее должностное лицо прокуратуры РФ. Он возглавляет данную систему прокурорских органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.2 ст.129 Конституции РФ).

Уполномоченными прокурорами являются должностные лица прокуратуры Российской Федерации, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные решением Генерального прокурора РФ надзирать за исполнением Закона об ОРД.

Приказом Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 года № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предписано проводить такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, а также выделенным приказами для этой цели уполномоченным прокурорам субъектов Российской Федерации, а в Генеральной прокуратуре РФ – заместителям Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурора и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.

Полномочиями прокуроров вправе наделять:

- в Генеральной прокуратуре РФ – заместитель Генерального прокурора, курирующий вопросы Главного следственного управления, и заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор;

- в органах прокуратуры – прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур.

Копии приказов о назначении уполномоченных прокуроров направляются в соответствующие поднадзорные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. До назначения уполномоченного прокурора в отношении него должна быть проведена процедура допуска к сведениям, составляющим государственную тайну .

Таким образом, надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют:

- территориальные прокуроры – в отношении соответствующих территориальных ОВД, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Список источников:

1. Нормативные акты:

1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

1.2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

1.3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст.366.

1.4. Федеральный закон РФ от 10.02.1999 года № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 15.02.1999. № 7. Ст.878.

1.5. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»//Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст.3349.

1.6. Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»//Собрание законодательства РФ. 13.10.1997. № 41. Стр.8220-8235.

1.7. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «Об утверждении Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст.1958.

1.8. Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 года № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»//Собрание законодательства РФ. 27.10.1997. № 43. Ст.4987.

1.9. Приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 года № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»//СПС «Консультант Плюс».

1.10. Положение о судоустройстве РСФСР//Собрание Узаконений РСФСР. 1926. № 85. Ст.624.

1.11. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1979 года «О практике применения и соблюдения органами прокуратуры и внутренних дел законодательства об охране правопорядка и борьбе с правонарушениями»//Правда. 18 января 1979 года.

2. Книги, учебники, монографии:

2.1. Басков В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации. – М.: 1998.

2.2. Басков В.И. Прокурорский надзор. – М.: 1995.

2.3. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. – М.: Зерцало, 2001.

2.4. Беляев В.П. К вопросу о функциях прокурорского надзора//Проблемы борьбы с правонарушениями. Материалы НПК. – Белгород, 2001.

2.5. Воскресенский Н. Законодательные акты Петра I. Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники. – М.-Л.: 1945. Т.1.

2.6. Деришев Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: Учебное пособие. – Омск: Юридический институт, 2003.

2.7. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб.: 1993.

2.8. Клочков В.В. Функции прокуратуры: понятие, соотношение с деятельностью, классификация: Сб. научн. трудов. – М.: 1995.

2.9. Комментарий к Закону о Прокуратуре СССР. – М.: 1984.

2.10. Кошко А.Ф. Король сыска: рассказы. – М.: 2002.

2.11. Кудрявцев В.Н. Законность в Российской Федерации. – М.: 1998.

2.12. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. – М.: 1889. – Т.1.

2.13. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред.Н.Ю.Шведовой. – М.: 1984.

2.14. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и пепераб./Под ред.К.К.Горяинова, В.С.Овчинского, Г.К.Синилова, А.Ю.Шумилова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

2.15. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник для вузов. Под ред.проф.А.А.Чувилева. – М.: Юрист, 2000.

2.16. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебное пособие под ред.проф.Г.П.Химичевой. – М.: Книжный мир, 2001.

2.17. Розенфельд В.Г. Проблемы теории и практики прокурорского надзора в Российской Федерации. – М.: 1996.

2.18. Российский прокурорский надзор: Учебник/Под ред.проф.А.Я.Сухарева. – М.: Издательство НОРМА (Изда¬тельская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001.

2.19. Советский энциклопедический словарь. – М.: 1983.

2.20. Сухарев А.Я. Криминальная цена экономической реформы. Труды Московской государственной юридической академии. – М.: 1997.

2.21. Титов Ю.Л. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 1997.

2.22. Шульженко Ю.Л. Прокуратура и конституционный надзор в Российской Федерации//Российский конституционализм: проблемы и решения: материалы международной конференции. – М.: 1999.

2.23. Юридический энциклопедический словарь. – М.: 1984.

2.24. Ястребов В.Б., Викторов И.С. Законность в сфере экономики. – М.: 1998.

3. Публикации, статьи, авторефераты, статистика:

3.1. Бабаев С.Н. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности правовых актов управления. Дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2003.

3.2. Беляев В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры – совместимы ли они?//Российский следователь. 2006. № 4.

3.3. Дмитриев О.В. Состояние экономической преступности в России//Безопасность бизнеса. 2005. № 3.

3.4. Доклад первого заместителя Министра – начальника СКМ МВД России Р.Г.Нургалиева//Вестник МВД России: Спецвыпуск. 2003. № 2.

3.5. Женетль С.З. Некоторые вопросы прокурорского надзора//Российский судья. 2002. № 3.

3.6. Кобзарев Ф. О роли и полномочиях прокуратуры в сфере борьбы с преступностью//Уголовное право. 1998. № 3.

3.7. Ковязина Ю. Основы возникновения и существования надзорной власти в России//Законность. 2002. № 1.

Похожие работы на данную тему