Культурологические аспекты техники

Название работы: Культурологические аспекты техники

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

КСЕ

Страниц:

22 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА 5

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 8

3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНИКЕ 13

4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ТЕХНИКИ 17

ВЫВОДЫ 20

ЛИТЕРАТУРА 22

Выдержка:

Введение

Философия науки и философия техники занимают се¬годня одно из веду-щих мест в современной философии. Тех¬ника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилиза¬ция была бы невозможной. Однако наука и техника прине¬сли человечеству не только множество выгод и преимуществ, но и новые проблемы и даже беды, которые в свою очередь порождают проблемы этики ученых и инженеров, их соци¬альной ответственности как перед обществом и человечест¬вом в целом, так и перед отдельными индивидами. Проблемы и последствия техничес¬кого раз-вития современной цивилизации в условиях часто драматических социально-экологических из¬менений в результате, казалось бы, безграничного и все ус¬коряющегося технического прогресса, но на практике также и регресса природ-ной среды не могут оставить равнодуш¬ным никого из живущих сегодня на Зем-ле. Необходимость переосмысления самого понятия научно-технического про¬гресса выдвигает проблематику философии техники на одно из первых мест в современных философских и социальных исследованиях.

В человеческом сознании идеи и концепции не возникают в законченном виде. Первоначально эти концепции прохо¬дят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только дос-тигнув ее, под¬вергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем разви¬ваются и столь же естественно приходят к своему упадку.

Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обо¬значаемый термином “век техники”, в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии тех¬ники. Еще совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. Более того, рассуждения о техни¬ке возникали скорее в рамках совсем других философских сюже¬тов. И на это были свои, как исторические, так и философские основания.

Одна из исторических проблем, связанная с возникновением культуры техники, состоит в том, что не только само рождение ее было запоздалым, но и ее возникновение не было связано с какой-то одной-единственной концепцией. Философия техники зрела как совокупный результат нескольких факторов, как следст¬вие отношений двух концепций, проявляющих взаимную соревнова-тельность еще на самых ранних этапах своего становления. Поэтому филосо-фия тех¬ники может означать две четко различимые вещи. Если филосо¬фию техники взять в субъективном аспекте ее возникновения, ука¬зывая при этом, что здесь является ее субъектом, деятельным носителем, то в этом случае фи-лософия техники представляет собой попытку техников и инженеров вырабо-тать некую философию своей сферы деятельности. Если же брать философию техники в объектив¬ном аспекте ее возникновения, имея в виду при этом самый пред¬мет, с которым мы имеем дело, то ее можно рассматривать как сово¬купность усилий ученых-гуманистов осмыслить эту сторону человеческой дея-тельности. Таким образом, первая концепция в этом случае близка к самой тех-нике, она “протехнологичена”, в то время как вторая – несколько более кри-тична.

3. Культурологический подход к технике

Наиболее выдающейся фигурой в дискуссиях по проблемам философии техники как до второй мировой войны, так и непо¬средственно после нее был, несомненно, Фридрих Дессауер (1881– 1963), деятельность которого охватыва-ет всю первую половину XX века. За этот период он выступал последовательно с работами: "Technische Kultur?" (Техническая культура? 1908), "Philosophic der Technik" (Философия техники, 1927), "Seele im Bannkreis der Technik" (Душа в сфере техники, 1945) и "Streit um die Technik" (Спо¬ры вокруг техники, 1956). Тем самым Фридрих Дессауер стал чет¬вертым философом, сделавшим выраже-ние "философия техники" заголовком своих работ.

Чтобы суммировать дессауеровскую философию техники, целесообраз-нее всего противопоставить ее расхожим кон¬цепциям философии науки. Дес-сауер считает, что многие подходы совершают ошибку, не учитывая силу и возможности научно-технического знания, которое, благодаря развитию совре-менной промышлен¬ности и техники, стало новым способом бытия человека в этом мире. В работе "Философия техники" и, три десятилетия спустя, в книге "Споры вокруг техники", в которой Дессауер, подтверждая свои идеи, отвечает на их критику и рассматривает различные ар¬гументы, выдвинутые другими ис-следователями, он пытается, для выявления силы и значения техники, заново обосновать кантовскую концепцию трансцендентальных условий технической дея¬тельности, а также показать этические импликации при ее (техни¬ки) приме-нении.

К трем кантовым критикам: научного знания, морального по¬ступка и эс-тетического восприятия Дессауер добавляет четвертую – критику технической деятельности. В своей "Критике чистого разума" Кант, как известно, доказыва-ет, что научное знание с необходимостью ограничено миром явлений (феноме-нами). Оно никогда не может вступить в непосредствен¬ную связь с "вещами самими по себе" (ноуменами).

Литература

1. Додин В.Я. Техника как проблема гуманитарного знания и социального идеала // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). – М., 1993.

2. Митчем К. Что такое философия техники? А-Пресс, 1995.

3. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. - №10. – С. 32 – 68.

4. Рапп Ф. Направления развития философии техники // Вопросы истории есте-ствознания и техники. – 1992. – №2. – С. 60 – 63.

5. Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии. – 1993. – №10. – С. 123 – 151.

Похожие работы на данную тему