Занятость в информационном секторе экономики

Название работы: Занятость в информационном секторе экономики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Управление персоналом

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 9

1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9

1.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 28

1.3. ЗАНЯТОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 45

ГЛАВА 2. РЫНОК ТРУДА 51

2.1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА 51

2.2. РЫНОК ТРУДА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Выдержка:

Введение

Актуальность, цели и задачи настоящей дипломной работы определяются следующими положениями.

Бурный процесс научно-технической революции и компьютеризация большой части деятельности общества особым образом выделяют некоторые понятия, казавшиеся обыденными и тривиальными еще несколько лет назад. Одними из таких феноменов, занимающих в нашей повседневной жизни все более значимое место, становится информация и порождаемые ею производные понятия. Повышение внимания к информации во многом обусловлено экспоненциальным ростом ее объемов, когда период удвоения количества информации, циркулирующей в мире, стремительно сокращается. Подобная тенденция уже привела к так называемому «информационному взрыву». Естественно, что подобный количественный прирост превратил информацию из второстепенного ресурса в фактор, решающим образом влияющий практически на все сферы общественной жизни, отражая тем самым возрастающую информационную зависимость общества .

Мы живем в быстроменяющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Суть происходящих изменений, если их ко¬ротко охарактеризовать, состоит в переходе от "материального" к информационному обществу - обществу, основанному на производ¬стве, распространении и потреблении информации. Это - новая ка¬чественная ступень развития человечества. Информационная рево¬люция равна по своему значению переходу от эпохи собирания пло¬дов земли и охоты к эпохе производства материальных жизненных благ. На наших глазах материальная составляющая в структуре жиз¬ненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства: во главу угла (и это важно подчеркнуть) выдвигается нетехнологическая и неэкономичес¬кая, а духовно-творческая информация.

В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества.

Глава 2. Рынок труда

2.1. Специфика российского рынка труда

Особенности функционирования рынка труда (ограниченность действия закона спроса и предложения, недостижимость устойчивой полной занятости) обусловлены спецификой обращающегося на нем товара; производным характером спроса на него, зависимостью предложения от демографической ситуации; уровнем оплаты труда, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы. В российских условиях ситуация усугубляется тем, что становление рыночных отношений сопровождалось возникновением массы новых проблем, которые наложились на старые:

сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10 - 25% работающих;

значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;

большие масштабы занятости неквалифицированным трудом (до 25 млн. человек);

неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);

сохранение психологических установок традиционного общества (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизма; скромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности).

Утверждение многоукладности в экономике, принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда и др. в сочетании с продолжавшимся до 1999 г. спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических тенденций породили в сфере занятости гамму новых проблем.

Переплетаясь и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

Развитие Интернет - экономики как главной движущей силы экономического роста в новом информационном пространстве в не последнюю очередь связано с изменением качества человеческого капитала, условий усовершенствования человеческого потенциала как основной производительной силы общества, переходящего на стадию информационной модели.

Список литературы

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. В сб. Новая технократическая волна на Западе. Сост. Гуревич П. С. - М, 1986. С. 332.

2. Бог, яичница и интернет // Редактор.Ру (http://www.redactor.ru);

3. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МЭ и МО. 1997. № 9. С.93.

4. Введение в информационный бизнес. Учебное пособие под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1996.

5. Версола Р. Информационные монополии и ВТО // http://left.ru/2004/7/versola106.html

6. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в живом и машине. М.: Советское радио, 1968. С.15.

7. Гохберг Л. Интеллектуальная деятельность - основа экономики информационного общества // Человек и труд. 2001. №2.

8. Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М, 1984.С. 10.

9. Иванов Е.Ю. Информация в экономике: теоретический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Новосибирск, 2000.

a. Иванова Н. Национальные инновационные системы в глобальном контексте // Человек и Труд. – 2004. - №5.

10. Иноземцев В. За пределами экономического общества. М.: Academia, 1998. С. 323.

11. Информационное общество: контуры будущего // http://www.ieie.nsc.ru/

12. Кокурин Д. Инновационная деятельность как форма труда и развития бизнеса // http://www.chelt.ru/2001/2/innov_2.html

13. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна: Феникс, 2000. С. 11.

14. Мартин Дж. Информационное общество. - М, 1990. С. 42.

15. Мелюхин И.С. Государственная информационная политика: проблемы и перспективы развития // http://www.kcnti.csti.ru/irr/29_30/3.html

16. Мовсесян А.Г. Роль информационных и финансовых факторов в интеграции и транснационализации // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1998. № 2. С. 22-29.

17. Могилевский В.Д. Методология систем. М.: Экономика. 1999. С. 42.

18. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: АГРАФ, 1998. С. 98-99.

19. Нижегородцев Р. М. Совокупное общественное знание в системе мирохозяйственных связей. Дис. ... канд.э.н. – М., 1992. С. 167.

20. Посталюк М.И. Инновационная деятельность в экономической системе // http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2000/issue2/10.php

21. Разина С.А., Леонтьев А.В. Информация в экономической системе “Бизнес, власть и социум” как продукт, ресурс и отношения // http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2000/issue2/13.php

22. Россия в информационном мире // http://www.riocenter.ru/doc_158.htm

23. Скрыльникова Н.А. Информационная экономика: концепция и социально – экономические трансформации. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002.

24. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. М.–СПб.: ИД Бизнес-пресса, 2000. С. 76.

25. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на западе. - М., 1986. С. 397.

Похожие работы на данную тему