Изучение взаимосвязи между профессионально-важными качествами

Название работы: Изучение взаимосвязи между профессионально-важными качествами

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1. Профессиональная деятельность и психологические аспекты ее изучения……………………………………………………………………….6

1.1. Понятие профессиональной деятельности и ее значение для человека……………………………………………………………………….6

1.2. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор. ……...15

1.3. Профессиональный подбор…………………………………………….18

Глава 2. Теоретическое основание выявления профессионально-важных качеств …….………………………………………………………..21

2.1. Индивидуально-личностные особенности человека и эффективность его профессиональной деятельности. ….…………………………..............21

2.2. Стратегия выявления профессионально - важных качеств. …………28

2.3. Терминальные ценности – основа жизненных устремлений. ….……33

2.4. Удовлетворение работой как составляющая успешной профессиональной деятельности. ….……………………………… ……..37

Глава 3. Изучение взаимосвязи между профессионально-важными качествами, терминальными ценностями, успешностью и удовлетворенностью профессиональной деятельностью у менеджеров . 46

3.1. Описание методик исследования и характеристика выборки…… ...46

3.2. Обработка и интерпретация результатов. …………………………. ...49

Заключение. …………………………………………………...…….. ……..65

Библиографический список используемой литературы…………… ……68

Приложения (1-7)

Выдержка:

Введение

Изменения, происходящие во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности человека. И это меняет и усложняет как профессиональную деятельность в целом, так и большинство ее конкретных видов.

Важным направлением происходящих изменений является изменение отношения к своему труду. «Труд как повинность, хотя и декларированный как «свободный и желанный», постепенно начинает осознаваться значительной частью общества объективно и трезво – в качестве средства, которое дает равно такую отдачу, насколько хорошо (или плохо) это средство будет использовано». В результате такого переосмысления многие представители наиболее квалифицированных видов профессиональной деятельности приходят к необходимости изыскания средств для повышения эффективности своего труда. Одним из них как раз и является знание психологических закономерностей.

Все руководители хотят добиться высокой эффективности труда. Существует много литературы по управлению персоналом и как достигнуть высокой эффективности трудовой деятельности.

Один из главных пунктов достижения успеха межличностные и групповые взаимодействия. Но на данный аспект руководители организаций мало акцентируют внимание, в связи с тем, что он недостаточно в большом объеме освещен в литературе. А ведь данные взаимодействия играют важную роль в управлении персоналом и в достижении эффективности труда. Известно, что отчасти процветание на предприятии зависит, как складываются взаимоотношения в коллективе. Если в коллективе будет благоприятный климат, то есть дружески доверительные или деловые отношения, то на предприятии не будет большой текучести кадров, которая приводит к большой затрате денег и времени, для обучения новых сотрудников. Эта проблема касается крупных и малых предприятий, которые стремятся сделать свое производство более эффективным. В связи с этим выбранная тема курсовой работы на данный момент времени является актуальной.

Данная работа направлена на изучение взаимосвязи между профессионально-важными качествами, терминальными ценностями, успешностью и удовлетворенностью профессиональной деятельностью у менеджеров, учитываемые при профессионально – психологическом отборе персонала на предприятия.

Нами были сформулированы следующие гипотезы:

1.Существует комплекс взаимосвязанных между собой индивидуально-личностных особенностей, способствующих успешной профессиональной деятельности (ПВК).

2.Приоритетность терминальных ценностей личности и жизненной сферы их реализации непосредственно связана с успешностью профессиональной деятельности.

3.Удовлетворенность работой связана с успешностью профессиональной деятельности и ценностной направленностью.

Объектом исследования выступают индивидуально-личностные особенности менеджеров.

Предметом исследования является взаимосвязь между профессионально-важными качествами, терминальными ценностями, успешностью и удовлетворенностью профессиональной деятельностью у менеджеров.

Глава 2. Теоретические основания выявления профессионально важных качеств

2.1. Индивидуально-личностные особенности человека и эффективность его профессиональной деятельности

Взаимосвязь способностей и деятельности не раскрывается полностью положением «способности развиваются в деятельности», которое вскрывает лишь зависимость способностей от деятельности. Важна и другая сторона взаимосвязи – роль способностей в деятельности. Специфическая роль способностей в отношении к реальной деятельности индивида выявляется в следующем: включение способностей в деятельность индивида означает качественное изменение протекание последующей деятельности. Способности не просто проявляются в деятельности, но регулируют ее таким образом, что вся последующая деятельность становится иной в смысле ее психологической характеристики, психологической структуры, переструктурируют эту деятельность типичным для данного индивида способом. Подчеркнем важность положения о взаимосвязи способностей и деятельности для нашего исследования. Это положение выступает методологической основой данной работы.

Важно, что не всякая деятельность развивает способности индивида. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, в которой он одновременно осуществляет ряд различных видов деятельности, можно констатировать, что некоторые виды конкретной деятельности отвечают способностям личности и развивают ее, тогда как другие ее виды отвлекают данную личность от основной сферы развития ее способностей. «Так, например, если человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности, в силу условий своей реальной жизни вынужден заниматься технической деятельностью, то эта деятельность, конечно, не будет развивать заложенные в нем наклонности».

Т.И.Артемьева предлагает условно подразделить способности на актуальные и потенциальные. Артемьева подчеркивает, что для психологов важно установить, в каком психологическом качестве выступают реальные социальные условия для данного индивида: способствуют или препятствуют развитию его способностей. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностью существует расхождение. Исходя из несовпадения способностей и деятельности, проводится различие между потенциальными и актуальными способностями.

Подразделение способностей на актуальные и потенциальные основывается не только на факте, что сами условия протекания деятельности индивида могут ограничивать проявление и развитие его способностей, но и на понятии задатков как анатомо-физиологических и психических особенностей, выступающих в качестве возможностей, развивающихся в ходе онтогенеза человека как психического явления. Таким образом, своеобразие, неповторимость способностей индивидов достигается за счет двух обстоятельств: во-первых, изначального, природного различия задатков; во-вторых, за счет того, как складывается индивидуальный путь развития в целом

Библиографический список используемой литературы

1. Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. - М., 1977.

2. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.

3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М., 1999.

4. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.- Психологический журнал. 1985. т.6

5. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. - М., 1998.

6. Кеттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. - СПб., 2001.

7. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М., 1987.

8. Иванова Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности. -М., 1992.

9. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. //Вестник МГУ. Психология. -2000.

10. Зеер Э.ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003.

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

12. Клищевская И.В., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности. //Вестник МГУ. Психология. 1999.-№ 4.

13. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Психология управленческой деятельности. – Л., 1986.

14. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

15. Зинченко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. //Вестник МГУ. Психология. 1987.-№4.

16. Замфир К. Удовлетворение трудом. Мнение социолога. - М., 1983.

17. Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. //Хрестоматия. - М., 1995.

18. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1998.

19. Марищук В.Л. Критерии профессиональной пригодности в работе / Под ред. В.А. Душкова. - М., 1991.

20. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. –Самара, 1998.

21. Практикум по психологии профессиональной деятельности менеджмента / Под ред. М.Н. Дмитриева, В.М. Снеткова. – СПб., 2001.

22. Психология труда / Под ред. К.К. Платонова. - М., 1979.

23. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2003.

24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1990.

25. Романова Е.А., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. - М., 1990.

26. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

27. Психология личности. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. -СПб. 2000.

28. Психология труда / Под редакцией А.В. Карпова. - М. 2004.

29. Сенин И.Т. Опросник терминальных ценностей. – Ярославль, 1991.

Похожие работы на данную тему