Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Название работы: Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Административное право

Страниц:

103 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ПЛАН:

Введение 3

Глава 1.

Административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности как основание административной ответственности

5

1.1. Понятие и особенности административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона)

5

1.2. Органы, рассматривающие дела об административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности

19

1.3. Административные наказания, применяемые за административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

22

Глава 2.

Виды административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности

29

2.1. Нарушение законодательства о регистрации и управлении предпринимателей (ст.14.1, 14.23, 14.25 КоАП РФ)

29

2.2. Нарушение законодательства о торговле, рекламе и экспорте (ст.ст.14.2-14.10, 14.15, 14.20, 14.24, 14.26-14.28 КоАП РФ)

37

2.3. Нарушение законодательства в области кредитных отношений (ст.ст.14.11, 14.29, 14.30 КоАП РФ)

81

2.3. Нарушение законодательства о банкротстве (ст.ст.14.12, 14.13, 14.14 КоАП РФ)

84

2.4. Нарушение законодательства об обороте спиртосодержащей продукции (ст.ст. 14.16-14.19 КоАП РФ)

92

Заключение

100

Литература

102

Выдержка:

Введение

Тема юридической ответственности вообще, и административной ответственности, в частности, занимает одно из центральных мест в общей теории права. Она является традиционной и всегда актуальна.

Будучи проявлением связи и взаимной ответственности личности и государства, административная ответственность - это один из существенных гарантов правопорядка, важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Государство берет на себя обязанность защитить граждан, организации и самого себя от противоправных виновных деяний, посягающих на защищаемые правом ценности. Подтверждает это ст.2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" .

Ответственность - есть неотъемлемый спутник свободы. Ответственность предполагает свободу; свобода, чтобы не превратиться в свою противоположность - произвол, - невозможна без ответственности; чем полнее свобода, тем больше ответственности. Эти общеизвестные положения с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации стали не только достоянием общественно-политической и правовой мысли россиян, но и получили конституционное закрепление.

В соответствии с п.1 ст.15 Конституции Российской Федерации следует, что конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином подтверждении, что дает возможность человеку приобретать права и свободы, а государству создавать все необходимые условия для их реализации. Со своей стороны, государство требует от субъектов права надлежащей реализации существующих правовых предписаний, а субъекты права, в свою очередь, обязаны следовать этим правовым предписанием. Тем самым необходимо и возможно государственное принуждение, одной из форм которого является административная ответственность.

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Конституция России, принятая в 1993 г., содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности. Конституция дает правовую основу для экономики российского государства.

Можно тем не менее сказать, что практически в каждой отрасли отечественного права содержатся нормы, так или иначе связанные с экономической политикой государства. Однако подавляющее большинство норм, определяющих эту политику, сосредоточено в двух отраслях российского права - в административном и гражданском.

Административное право регулирует управленческие отношения на началах власти и подчинения, поэтому говорят, что такие отношения строятся "по вертикали". Гражданское право регулирует имущественные отношения стоимостного характера на началах равенства, и такие отношения строятся "по горизонтали".

Следовательно, каждая из этих двух отраслей права регулирует хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, но регулирует ее лишь в определенной области и при помощи определенного метода.

"Горизонтальные" отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а "вертикальные" отношения предпринимателей с органами государственной власти - административным правом.

Актуальность темы настоящей работы тем объясняется, что административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности как самостоятельный институт административного права занимает в ней одно из центральных мест, поскольку она является важной мерой защиты интересов личности, общества и государства.

Целью настоящей работы, и, в свою очередь, задачами, является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать понятие и особенности административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности; органы, рассматривающие дела об административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности; административные наказания, применяемые за административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, а также собственно, виды административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, предусмотренных в главе 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Объектом настоящей работы является административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности как самостоятельный институт административного права России.

Предметом настоящей работы являются взаимосвязанные и неотъемлемые элементы объекта настоящей работы.

В литературе по теме настоящей работы имеется немало научных трудов ученых-правоведов. Среди них работы таких известных юристов как: Козлов Ю.М., Самощенко И.С., Фарукшин М.Х., Нерсесянц В.С., Радько Т.Н., Тархов В.А., М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.Б. Исаков, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Е.А. Суханов, О.Н. Садиков, О.М. Козырь, А.Л. Маковский, С.А. Хохлов, А.А. Иванов, Д.А. Липинский и многих других.

Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения гражданином, должностным лицом, юридическим лицом порядка ценообразования.

В случае нарушения установленного порядка ценообразования лицензиатом к последнему, независимо от применения мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, могут быть применены санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

- руководителем ФАС РФ, его заместителями, руководителями территориальных управлений ФАС России, их заместителями (ч. 2 ст. 23.48 КоАП).

- должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (ст. 23.48 КоАП);

- должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, указанными в ч. 2 ст. 23.51 КоАП.

Обман потребителей. В соответствии со ст.14.7 КоАП РФ:

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" под потребителем подразумевается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.

При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.

При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами (см. п. 1 ст. 467 ГК).

При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.

ЛИТЕРАТУРА:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушений РФ.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

6. Налоговый кодекс РФ.

7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

9. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

10. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

11. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

13. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

14. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

15. Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

16. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

17. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

18. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

19. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

20. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".

21. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле".

22. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

23. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

24. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".

25. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".

26. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

27. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

28. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

29. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

30. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

31. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

II. Специальная литература:

32. Административное право: учебник.. Издание второе, переработанное и дополненное. По ред. Л.Л. Попова. Юристъ, 2005.

35. Административное право А. Б. Агапов. . Издательство: Эксмо, 2006 г.

37. Административное право М. Б. Смоленский. . Издательство: Феникс, 2006 г.

38. Административное право Российской Федерации.Хаманева Н.Ю. Издательство: Юристъ, 2006 г.

39. Административное право России Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. . Издательства: Проспект, ТК Велби, 2006 г.

41. Административное право России в схемах и определениях И. А. Полянский, В. Н.Ширяев. Издательство: Эксмо, 2006 г.

43. Административное право Российской Федерации А. П. Солдатов, В. А. Мельников. . Издательство: Феникс, 2006 г.

45. Административное право России Д. Н. Бахрах. . Издательство: Эксмо, 2006 г.

47. Административное право Н. М. Конин, М. П. Петров. . Краткий учебник. Издательство: Норма, 2005 г.

48. Административное право В. Е. Сатышев. . Курс лекций. Издательство: Омега-Л, 2006 г.

50. Административное право Н. В. Макарейко. . Конспект лекций. Издательство: Юрайт-Издат, 2007 г.

52. Иванов А.А. Юридическая ответственность (вопросы теории): Учебное пособие / М.: МАЭП. 2006.

53. Иванов А.А. Индивидуализация юридической ответственности. Правовые и психологические аспекты / М. «Экзамен». 2006.

54. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. Спб. «Юридический центр Пресс». 2006.

55. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Т. 1. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2006.

56. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., Проспект. 2006.

57. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству. Под ред. В.М. Жуйкова, Э.Н. Ренова. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2006.

58. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. В двух книгах. Издание второе, исправленное и дополненное. Агапов А.Б. Издательство "Статут", 2006.

III. Судебно-арбитражная практика:

59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях».

60. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2000 г. N 32).

61. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 1996 г. N 7 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

62. Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".

63. Информационное письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".

Похожие работы на данную тему