Лицензирование отдельных видов деятельности

Название работы: Лицензирование отдельных видов деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Экономика отраслей

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Общие положения о лицензировании 6

1.1. Правовая основа лицензионных отношений 6

1.2. Основные понятия и субъекты лицензирования 13

Глава 2. Порядок осуществления лицензирования 26

2.1. Выдача и действие лицензий 26

2.2. Регламентация лицензирования в г. Москве 54

Глава 3. Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, ответственность за их нарушение 60

3.1. Контроль лицензирующих органов 60

3.2. Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий 64

Заключение 79

Литература 81

Выдержка:

Одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование. Однако насколько бы эффективными ни были различные методы (способы) государственного управления, в том числе и лицензирование, важно обеспечить защиту не только публично-правовых целей, но и соблюдение прав и свобод, в том числе гражданских, каждого человека.

В этом случае, если мы используем государственно-властные методы управления, непосредственно или потенциально посягающие на высшую ценность - права и свободы человека, важно соблюсти соразмерность ограничения таких прав и свобод. Вот почему вопрос о видах деятельности, подлежащих лицензированию, их количестве и порядке такого лицензирования всегда будет объектом повышенного внимания и юридического лица (индивидуального предпринимателя), и государства.

Доказательством этому служит законотворческий процесс в отношении лицензирования: большинство принимаемых федеральных законов направлены на изменение - сокращение или дополнение - перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (ст. 17). Эта особенность присуща как ранее действовавшему Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", так и сегодняшнему - от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ. В итоге этот перечень сократился с 214 видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (именно столько первоначально содержалось в ст. 17 Федерального закона N 158-ФЗ), до 120 (именно столько первоначально содержалось в Федеральном законе от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ).

Другой особенностью Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является обилие подзаконных актов, принятых во исполнение данного Закона. Речь идет о положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Их количество непосредственно зависит от перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 17). Кроме того, система правовых актов о лицензировании продолжается на уровне лицензирующих органов - ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование.

Актуальность выбора темы настоящей работы тем объясняется, что лицензирование отдельных видов деятельности имеет весьма существенное, актуальное значение, как для самих участников субъектов лицензионных отношений, так и собственно для всех иных участников гражданского оборота, а также для оптимального функционирования микро- и макроэкономики страны в целом.

Более того, от рациональности и соответствия современным мировым рыночным отношениям правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности напрямую зависят процессы развития отечественной экономики, развития бизнеса и благосостояния корпораций и частных лиц.

Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе показать правовую основу лицензионных отношений, понятия, субъектов и объектов лицензирования, их права и обязанности, порядок осуществления лицензирования, контроль за соблюдением лицензионных требований и ответственность за их нарушение.

В настоящей работе найдет свое отражение все уровни системы правовых актов о лицензировании - Конституция России, законодательство Российской Федерации и ее субъектов, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ, ряд правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждены формы бланков лицензий, судебные акты. Последние - решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, системы арбитражных судов (ВАС РФ и Федеральных арбитражных судов) - наглядно характеризуют практику применения лицензионного законодательства, существующие коллизии и способы их преодоления в лицензионных правоотношениях.

Объектом настоящей работы является правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности как самостоятельный институт права и область законодательства России. Предметом настоящей работы являются указанные взаимосвязанные и неотъемлемые элементы объекта настоящей работы.

данного субъекта РФ лицензируемый вид деятельности лицензирующий орган субъекта РФ направляет (вручает) лицензиату расписку в его получении с отметкой о дате приема.

Срок действия лицензии. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.

Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 415, срок действия лицензии установлен в 10 лет.

Бессрочное действие лицензии на данный момент предусмотрено только одним положением о лицензировании конкретного вида деятельности, принятого во исполнение настоящего Закона, - Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 546.

Иногда бессрочное действие лицензии при определенных условиях предусматривается при продлении действия лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.

Согласно общему правилу, установленному в Законе, продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии.

Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.

Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

 наименование лицензирующего органа;

 наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;

 фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

 лицензируемый вид деятельности;

 срок действия лицензии;

 идентификационный номер налогоплательщика;

 номер лицензии;

 дата принятия решения о предоставлении лицензии

22. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ" (принят ГД ФС РФ 20.06.1997)

23. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" (принят ГД ФС РФ 23.06.1997)

24. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)

25. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ" (принят ГД ФС РФ 26.12.1997)

26. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998)

27. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

28. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 16.09.1998)

29. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.11.1998 N 178-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 04.11.1998)

30. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)

31. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О ПРИНЦИПАХ И ПОРЯДКЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.06.1999)

32. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.12.1999 N 215-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 24.11.1999)

33. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.12.1999 N 216-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 24.11.1999)

34. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ" (принят ГД ФС РФ 01.12.1999)

35. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.05.2000 N 69-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 14.04.2000)

36. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

37. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 119-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

38. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

39. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

40. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)" (принят ГД ФС РФ 14.07.2001)

41. "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

42. "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

43. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2002 N 28-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 15.02.2002)

44. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

45. "АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

46. "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

47. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.12.2002 N 164-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 13.11.2002)

48. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.03.2003 N 32-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 21.02.2003)

49. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.05.1993 N 492 "О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Похожие работы на данную тему