Проблемы психосоциальной готовности ребенка к школе

Название работы: Проблемы психосоциальной готовности ребенка к школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 9

1.1. Готовность к школьному обучению как социальный феномен 9

1.2. Особенности психосоциального развития ребенка в дошкольном возрасте 15

1.3. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка 26

Выводы по первой главе 38

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 39

2.1. Организация и методики исследования 39

2.2. Результаты диагностики психосоциальной готовности детей к школе 41

2.3. Коррекционно-развивающая программа профилактики социальной дезадаптации детей школьного возраста 49

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

ЛИТЕРАТУРА 57

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня стало уже аксиомой, что формирование у детей старшего дошко-льного возраста психосоциальной готовности к обучению в школе невозможно без учета особенностей социальной среды, в которой он находится. Школьная зрелость, психологичес¬кая готовность к школе, социальная среда, в которой развивается ребенок, эти понятия рассматриваются и используются для обозна-чения уровня психического развития ребенка, обеспечивающего дальнейшую благоприятную адаптацию к школе.

К концу дошкольного возраста взрослый становится непререкаемым ав-торитетом, образцом для подражания. Поэтому, важное значение для психосо-циальной подготовки ребенка к школе имеют значимые для него взрослые, и, особенно, родители, семья.

В целом события, произошедшие в России в конце XX столетия, обруши-ли на детей и их родителей проблемы, которых они не знали ранее. Сложилось острое про¬тиворечие между необходимостью обеспечить нормальную жизне-деятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями боль¬шинства семей.

Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровожда-ется их значительной дифференциацией, концентрацией малообеспеченности в многодет¬ных семьях, в молодых семьях с маленькими детьми, в семьях с деть-ми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди раз-личных категорий населе¬ния в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми.

Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной не-доста¬точного (по качеству, а в малообеспеченных семьях и по количеству) пи-тания, про¬ведения некачественного лечения, снижения пользования услугами сферы образова¬ния, физической культуры и спорта, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, плохой посещаемости зрелищных, культурных, спортивных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

В сегодняшней России семья и семейные отношения подвергаются осо-бой опас¬ности. Проблемы основной массы современных российских семей хо-рошо извест¬ны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроен-ность, безработи¬ца, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межлич-ностных отношений, от¬сутствие взаимоуважения, пьянство.

Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитатель-ной функции. У родителей остается все меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребно-стей семьи, а также с возвращением в семью многих видов работ, ранее выпол-нявшихся сферой услуг.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут асоци-альный образ жизни, и т. д.

В результате нарушаются психологические связи между ребенком и ро-дителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидаль-ным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Особого внимания требуют проблемы дошкольного воспитания детей. Сочета¬ние семейного и общественного воспитания наиболее соответствует це-лям всесто¬роннего развития ребенка.

В настоящее время все больше ограничивается возможность использова-ния семьей детских дошкольных учреждений, что связано с сокращением числа таких учреждений и возросшей платой за содержание в них детей.

Ситуация с детскими дошкольными учреждениями – вторым по важности институтом социализации ребенка - является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи (для многих семей весьма ощутимое). Кроме того, длительные перерывы в ра¬боте влияют на трудоустройство женщин в будущем, понижая их конкурентоспособ¬ность на рынке труда, и обусловливают возникновение дополнительных про-блем для семьи в перспективе.

Особенно пострадали от экономических реформ последних десятилетий жители села. Разрушение колхозов, обнищание, повальная безработица и, как следствие, низкий экономический статус сельской семьи влечет алкоголизм, наркоманию среди родителей, что приводит не только к разрушению "ячейки общества", что само по себе является негативным фактором в социализации ре-бенка, но и становится фактором социальной дезадаптации.

Почти половина заключаемых в наше время браков оканчивается разво-дами, а это означает, что каждый год около 1 миллиона детей сталкиваются с распадом своих семей. Из-за разводов, рождения детей вне брака или смерти родителей только 40% рождающихся сегодня детей достигают 18-летия в пол-ной, с обоими родителями, семье. Даже с изменением законов об опекунстве большинство детей разведенных родителей имеют лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся.

В списке причин разводов лидируют алкоголизм и наркомания — 51% респондентов не выдерживают совместной жизни с невменяемым супругом. 41% не выносят жизни в обидной тесноте. Третья напасть, которую не выдер-живает семейная лодка, — бедность. От этого распадается треть семей.

Вышеперечисленные факторы, в свою очередь, ведет к недостаточному уровню психосоциальной подготовки ребенка-дошкольника к обучению в шко-ле, что выражается в неумении общаться и устанавливать контакты со взрос-лыми и сверстниками, асоциальному поведению среди детей. Именно этот ас-пект является важным и требует тщательного изучения.

Проблемы изучения особенностей социума дошкольников и младших школьников освещены в научных работах А.В. Басова. В.А. Беликова, В.Г. Бо-чаровой. Л.П. Гурьяновой. М.Е. Дуранова. Р.А. Литвак. А.Н. Троян, и др. Кроме этого, отдельные аспекты педагогизации среды и использования се воспиты-вающего потенциала получили свое обоснование в исследованиях Л.В. Бади, А.А. Бодалева, Б.3. Вульфова, Л.И. Катаевой. Л.Е. Никитиной и др.

Идеи диагностики психического развития и готовности детей к школе как социального явления были выдвинуты рядом зарубежных специалистов А. Анастази, А. Бине, О. Векслером, А. Керном, К. Ингенкампом, И. Шванцарой, В. Шторном и др., а также отечественными учеными Л.А. Венгером, Л.С. Вы-сотским, Ю.З. Гильбухом, К.М. Гуревичем, Э.В. Дощициной, И.Б. Дубровиной, Н.Г. Лускановой, А.А. Люблинской, Д.Б. Элькониным и др.

К сожалению, в современной научной и учебно-методической литературе недостаточно раскрыта тема психосоциальной готовности ребенка к школе, предполагающая исследование не только особого отношения ребенка с учите-лем, но и специфические отношения с другими детьми-сверстниками. Ретро-спективный анализ публикации ряда ученых и реальной практики работы мно-гих дошкольных образовательных учреждений показывает, что старшие до-школьники испытывают большие трудности в межличностном, диалогическом общении: не всегда способны наладить контакт с другими детьми, не контро-лируют свое поведение, не умеют понять и выслушать другого, неадекватно воспринимают окружающих. Также важно исследование профилактики деза-даптации ребенка к школе, позитивной социализации личности, которая проис-ходит с раннего возраста. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель исследования – изучение психосоциального феномена при подго-товке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

1) Анализ научной и учебно-методической литературы по выбранной теме

2) оценка состояния проблемы формирования психосоциальной го-товности старших дошкольников к обучению в школе на основе изучения и анализа психолого-педагогической и теоретико-методической литературы;

3) подбор диагностических методик и проведение диагностического исследования психосоциальной готовности старших дошкольников к обучению в школе;

4) разработка коррекционно-развивающей программы профилактики социальной дезадаптации.

Объект исследования – психосоциальная готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования – процесс формирования психосоциальной го-товности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на приме-ре Миякитамакского дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» Республики Башкортостан.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и теоретико-методической литературы.

Практические методы: наблюдение, тестирование, педагогический экспе-римент.

Математические методы: качественный и количественных анализ резуль-татов, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Практическая база исследования: Исследование проводилось на базе Миякитамакского дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» Р. Башкортостан.

Практическая значимость исследования: в ходе выполнения выпуск-ной квалификационной работы была изучена, проанализирована и системати-зирована психолого-педагогическая и теоретико-методологическая литература по проблеме психосоциальной готовности к обучению в школе.

Данная выпускная квалификационная работа может быть интересна прак-тическим работникам сферы дошкольного образования, студентам дошкольных факультетов и отделений педагогических колледжей и вузов, а так же родите-лям детей дошкольного возраста.

Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квали-фикационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заклю-чения, списка литературы из.56 источников, приложений.

В введении обосновывается актуальность исследования, выделенные цель. задачи, объект, предмет, методы, практическая база и значимость работы.

В первой главе исследования о рассматривается понятие школьной го-товности, и психосоциальной готовности к обучению, особенности психосоци-ального развития дошкольника, влияние детско-родительских отношений на уровнеь психосоциальной готовности ребенка к школе.

Во второй главе исследования представлено описание эмпирического ис-следования проблемы. Организация и методики исследования. Дана оценка его результата.

В заключении изложены основные выводы и результаты исследования.

2.3. Коррекционно-развивающая программа профилактики социальной дезадаптации детей школьного возраста

Методологической основой программы послужили методические реко-мендации авторов книг: Н.В.Клюевой, Р.В.Касаткиной «Учим детей общению», Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг».

Цель: преодоление социальной дезадаптации детей.

Задачи:

Программа направлена также на развитие средств самопознания тревож-ных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позво-ляющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст явля-ется благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анали-зировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Наука, 1997. - 267 с.

2. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психоло-гическое развитие. - М., 1977.

3. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. / Под ред. Поддъякова Н.Н. - М., 1985.

4. Алябьева Е.А.Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и пси-хологам дошкольных учреждений.- М.: Сфера ТЦ, 2002. - 96 с.

5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 500 с.

6. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: Учебное пособие по раз-витию коммуникативных способностей ребенка. - Ек-бург: Литур. - 192 с.

7. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.

8. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьно-му обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 1995.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. 2 -е изд. - СПб.: Питер, 1999. - 612 с.

10. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. - М., 1985.

11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога. Научный редактор Б.С. Волков. - М.: Граф Пресс, 2002. - 136 с.

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1990. - 523 с.

13. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

14. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

15. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Просвещение, 1989. - 213 с.

16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррек-ция его неблагоприятных вариантов. Руководство по оценке ка¬чества матема-тических и лингвистических знаний школьников. / Науч. Рук. Свободчиков В.И. - М., 1992.

17. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М.: Просвеще-ние, 1985. - 200 с.

18. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.

19. Истратова О.Н., Экзакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 218 с.

20. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, уп-ражнения. – СПб.: Издательсвто «Речь», 2004. – 160 с.

21. Коломинский П.Я., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилет-него возраста. – М., 1988.

22. Кондрух Л.А. Методика реализации концептуальной модели формирова-ния у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе// Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. – Курган: КГУ, 1999. – с. 17-20.

23. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 48 с.

24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизнен-ный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2004 – 464 с.

25. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольши Н.В. Межличностное обще-ние. - СПб.: Питер, 2002.

26. Леонтьев А. А. Психология общения - М.: Смысл, 1997.

27. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. - М.: АН СССР, 1963.

28. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции язы-ка и речи // Социальная лингвистика. - М.: Аспект-пресс, 1996. С. 7-29.

29. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 384 с.

30. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКС-МО-Пресс, 2000. – 489 с.

31. Нежнова Т.А., Филипова Е.А. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шести и семилетнего возраста обучающихся и не обу-чающихся в школе. – М.-Л., 1981.

32. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готов-ность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

33. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

34. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 448 с.

35. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

36. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.: изд-во МГУ, 1989.

37. Практикум по возвратной психологии// Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

38. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

39. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко. - М.: Академия, 2003. - 320 с.

40. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в про-цессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педа-гогика, 1989.

41. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Руз-ской. -М., 1989.

42. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

43. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Азбука психологии)

44. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.

45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")

46. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

47. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

49. Ульенкова У. Формировании общей способности к учению у шестилет-них детей // Дошкольное воспитание, №3, 1989.

50. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.

51. Хрестоматия по детской психологии./ Под ред. Г. А, Урунтаевой. - М.,1997.

52. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошко-льников и младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 176 с.

53. Шванцара И. и кол. Диагностика психического развития. - Прага: Авице-нум, 1978. - 215 с.

54. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. – 649 с.

55. Энциклопедия психологических тестов для детей. – М.: Аркадия, 1998. – 256 с.

56. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольни-ков/ Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.

Похожие работы на данную тему