Влияние детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста

Название работы: Влияние детско-родительских отношений на формирование волевых качеств ребенка старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

44 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Роль и значение семьи в развитии личности дошкольника 9

1.1. Подходы к изучению проблемы детско-родительских отношений 9

1.2. Развитие воли в онтогенезе 11

1.3. Формирование волевых качеств в семье 13

2. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на формирование волевых качеств дошкольников 17

2.1. Организация и методы исследования 17

2.2. Анализ результатов и их обсуждение 22

2.3. Рекомендации родителям по воспитанию и развитию волевой сферы и волевой готовности старших дошкольников 37

Заключение 42

Список использованной литературы 44

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок дошкольного возраста вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка дошкольного возраста. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы и стили взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста, имеющие огромное воспитательное значение.

2.3. Рекомендации родителям по воспитанию и развитию волевой сферы и волевой готовности старших дошкольников

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Взрослый должен:

• Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

• Направлять, помогать в достижении цели;

• Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

• Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

• Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

• Спрашивать с ребенка результат работы, отмечать успехи (поощрять).

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

• Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,

• Незнание или отсутствие правил поведения;

• Отсутствие единства методов воспитания;

• Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;

• Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия воспитания дисциплинированности:

• Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

• Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

• Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

• Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

• Справедливое отношение взрослых к детям.

• Положительный пример взрослых, их авторитет.

• Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Методы воспитания дисциплинированности:

• Упражнения (наглядный показ способов поведения)

• Воспитывающие ситуации

• Указания, напоминания

• Убеждение

• Положительный пример взрослых и сверстников

• Поощрения

• Наказания (лучше обходиться без них!)

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В.Степанов «Умелые помощники», М.Зощенко «Глупая история», Носов «Заплатка», Т.Караманенко «Ножки не идут»), просмотр мультфильмов, проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.

Список использованной литературы

1. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998.

3. Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2002.

4. Бреслав Г.М. Эмоционально-волевые особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.

5. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. - Рига, 2004.

6. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998. - №4

7. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции, воля и поведение. Теоретические подходы к определению эмоций — Наука. Л., 1999.

8. Вроно Е. Пойми своего ребенка. - М., 2002.

9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1994.

10. Венгер А. Л. К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1993.

11. Елизаров А.Н. Психодиагностика семьи // Материалы третьей Международной научной конференции "Психологические проблемы современной семьи" в 2-х частях. Часть 1(2) / Под ред. А.Г. Лидерса. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания и др., 2007

12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционально-волевого мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998.

15. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. М., 1997.

16. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации в практической деятельности/ Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

17. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 – 168 с.

18. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1997.

19. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 2000.

20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001.

21. Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание. — М., 2003

22. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика/ Избранные труды. – Спб, 2008, - 338 с.

23. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций. - М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006.-160 с.

24. Жукова, Р.А. Игра как средство социального развития детей [ Текст] / Р.А. Жукова. -Волгоград : ИТД « Корифей», 2006.- 112с.

25. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

26. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; – СПб.: Питер 2000.

27. Ильин Е.П. Психология воли./ Е.П Ильин; - СПб.: Питер, 2000.

28. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. [ Текст] / Н.В. Краснощёкова.- Ростов Н/ Д : Изд-во Феникс, 2006

29. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.

30. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2005

31. Эмоциональн-волевые нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 2000.

Похожие работы на данную тему