Методы исследования

Название работы: Методы исследования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

24 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1.Понятие «метод исследования» в социальной педагогике 5

Глава 2.Классификация методов исследования в социальной педагогике по источнику накопления информации 9

2.1. Теоретические методы 9

2.2.Эмпирические методы 11

Глава 3.Классификация методов исследования в социальной педагогике по способу обработки и анализа данных 15

3.1.Количественные методы 15

3.2.Методы качественной обработки 17

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Выдержка:

Введение:

Исследователю, чтобы решить поставленные задачи, необхо¬димо ориентироваться на использование определенной совокуп¬ности способов, средств и приемов научного познания. Способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить зада¬чи и достичь цели поисковой деятельности, представляет собой метод научного познания действительности. Использование тех или иных методов познания действительности обусловлено мировоз¬зренческой позицией исследователя - его взглядами на сущность предмета исследования, ориентацией на определение формы на¬учного знания, разработанностью и возможностями существую¬щих методов. Это определяет подход исследователя к изучаемой реальности и обосновывает необходимость существования неко¬торой системы правил и норм использования доступных методов, средств и приемов организации и проведения исследования.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психи¬ки и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Вы¬бранные адекватно задачам, методы и способы поисковой дея¬тельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипо¬тезы, разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфич¬ны на каждом из этапов исследования.

Исследовательские методы группируют по различным призна¬кам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направ¬ленного преобразования. В другом случае выделяют методы диаг¬ностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистиче¬ской обработки материала и др. По уровню проникновения в сущ¬ность выделяют группу методов эмпирического исследования, осно¬ванного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо¬делей, проникновением в сущность изучаемого.

Цель данного исследования - выделить основные общенаучные теоретические методы познания в социальной педагогике.

Объект исследования - методы познания в социальной педагогике.

Предмет исследования- классификация методов в социальной педагогике.

Цель, объект и предмет исследования предполагают постановку и решение следующих задач:

1.Раскрыть понятие метода в социальной педагогике.

2.Изучить классификацию методов по источнику накопления информации (теоретические и эмпирические).

3.Проанализировать классификацию методов по способу обработки и анализа данных (количественные и качественные).

Структура данной работы отображает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 3:

Переменные представляют собой различного вида «линейки», которые «прикладываются» к объектам. В этих линейках - различное число градаций, расстояния между градациями могут быть равными, неравными и вообще неизвестными. Кроме того, сами «линейки» могут претерпевать изменения под влиянием внешних обстоятельств. Коротко говоря, средства измерения могут быть хорошими и плохими. Все это создает в совокупности проблему качества социологического инструментария. Инструмент должен отвечать требованиям релевантности, валидности, надежности, точности и устойчивости .

Релевантность - это обоснование применимости измерителя к измеряемому признаку. Проблема релевантности связана с тем обстоятельством, что «наблюдаемая реальность», если таковая вообще существует, представляет или скрывает некую «подлинную» реальность, соответствующую своему понятию. Ошибки релевантности возникают до процедуры измерения, и, даже если инструмент обладает высокой степенью совершенства, он может быть нерелевантен для определенного признака. Иногда ошибки релевантности называют ошибками обоснованности (В.А. Ядов), или квазипогрешностями согласования (Б.З. Докторов). «Измерительная процедура приводит к истинному определению величины, если она правильна, точна и построена на основе модели, адекватно отражающей феномен, - пишет Б.З. Докторов. - Только правильность и точность не гарантируют истинности. Точная и правильная в указанном смысле стрельба на практике может оказаться лишь отличной стрельбой по неверно найденной мишени» . Например, продолжительность просмотра телепередач можно фиксировать со слов респондента, однако в данном случае измеритель может содержать значительную ошибку релевантности. Более релевантны в данном случае небольшие технические устройства, вмонтированные в телеприемники и регистрирующие время их работы на различных каналах.

Когда инструмент создан, возникает вопрос о возможном отклонении результата измерения от истинного значения. Надежность - это вероятность отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики. Надежность является интегральной характеристикой инструмента, включающей правильность, точность и устойчивость и валидность.

Как оценивается уровень надежности? Ведь вариация истинных и ошибочных замеров на самом деле неизвестна. Для решения этой задачи используются три техники косвенного оценивания: «тест-ретест», параллельные измерения и деление шкалы.

«Тест-ретест» показывает вероятность возникновения различных результатов при двух замерах одного и того же объекта одинаковым инструментом, но не дает никаких сведений об источнике ошибки. В частности, при повторном интервьюировании очень велика вероятность влияния первого замера на второй и последующие. Нормы морали предписывают держать свое слово, и те, у кого семь пятниц на неделе, не одобряются. Поэтому респондент склонен давать сходный ответ, если он запомнил его при первом опросе. В итоге оценка надежности инструмента будет явно завышена. На самом деле социологические признаки (особенно мнения и оценки) меняются. Если изменения будут зафиксированы, «тест-ретест» в данном случае покажет заниженную надежность.

Параллельные измерения избавлены от погрешностей, присущих «тест-ретесту». Измерительный инструмент применяется в двух формах одновременно. Например, для измерения установки можно использовать два разных тест-вопросника. Если полученные два ряда коррелируют, инструмент принимается. В данном случае остается неясным, какая форма основная, а какая параллельная. Выбор обычно осуществляется на основе произвольных критериев. Кроме того, разработка параллельных инструментов - дело довольно трудоемкое и, как правило, не оправдывает себя.

Деление шкалы заключается в интерпретации двух частей континуума и более как отдельных шкал. Предположим, измерительным инструментом является совокупность вопросов. Она делится на две группы, например, на вопросы с четной и нечетной нумерацией. По каждой группе подсчитываются средние значения переменной. Затем вычисляется коэффициент корреляции - мера надежности шкалы.

Заключение:

В каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс методов. Применение каждого исследова¬тельского метода реализуется путем использования соответствую¬щего арсенала методик (средств и приемов).

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпи¬рические данные психолого-педагогического процесса, следует отнести: изучение литературы и документов, изучение результа¬тов деятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод неза¬висимых экспертов или компетентных судей), создание диагнос¬тических ситуаций и др.

Методы теоретического исследования связанны с абстрагированием от чувственной реальности, построением мо¬делей, проникновением в сущность изучаемого.

Математические методы в педагогике применяются для обра¬ботки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты экс¬перимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из мате¬матических методов, применяемых в педагогике, являются регис¬трация, ранжирование, шкалирование.

Статистические методы применяются при обработке массо¬вого материала - определении средних величин полученных по¬казателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспе¬риментальной групп); медианы - показателя середины ряда (на¬пример, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин - дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие фор¬мулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработан¬ные с помощью этих методов, позволяют показать количествен¬ную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Таким образом, прежде чем выбрать тот или иной метод, и тем более для того, что¬бы определить группу методов, позволяющих осуществить поисковую исследовательскую работу, полезно познакомиться хотя бы с краткой характеристикой отдельных методов, уяснить их воз¬можности.

Похожие работы на данную тему