Вавилонское общество по законам Хаммурапи

Название работы: Вавилонское общество по законам Хаммурапи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

История

Страниц:

13 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 2

Основная часть 3

Заключение 12

Список литературы 13

Выдержка:

Введение:

В 8-7 веках до н.э. Вавилон был крупнейшим политическим и культурным центром государства Вавилонии, располагавшегося по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Основной деятельностью вавилонян было земледелие и скотоводство, развитие ремесел. В Вавилонии царил рабовладельческий строй, и в дальнейшем развитие производства привело к углубившемуся имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду .

Хаммура?пи (букв. «Старший родич — целитель») — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. — 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.

При Хаммурапи достигли высшего развития процессы начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.

Именно в царствование Хаммурапи (1792-1750 до н. э.) государство Вавилония достигает своего наивысшего расцвета, и именно в это время создается знаменитый кодекс законов царя Мардука (Хаммурапи). Свод законов этого древневавилонского правителя - один из древнейших в мире, именно поэтому они весьма актуальны и интересны в качестве объекта изучения. Именно вавилонские законы считаются родоначальником юридического права как общеизвестной дисциплины.

Основная часть:

Политический режим и устройство Древнего Вавилона по всем признакам был деспотическим государством, во главе которого стоял Хаммурапи, а ему в свою очередь подчинялась вся бюрократическая система, и немалый аппарат служителей культа, так же под контролем Хаммурапи была и система судебных органов, что защищала в первую очередь интересы привилегированных слоев. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные функции выполнялись жрецами в виде религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам. Все это содействовало организации правовых норм судами, то есть возникновению судебного случая, под которым имеется в виду метаморфоза постановления суда по конкретному делу в общую норму. Хаммурапи реорганизовал судебный аппарат, существенно ограничив в нем роль жрецов, но он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычное право.

Хаммурапи отличался заметной хозяйственной жилкой – так, в целях орошения страны он сооружает водные пути и каналы, очищает старые, следит за чистотой течения Евфрата. Но самое главное достижение Хаммурапи за время своего царствования – он организовал и развил систему законов и правосудия. По сохранившимся с его времен письмам и надписям мы можем это увидеть. Так, к примеру, сохранилось его письмо, где он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста неисправных чиновников и т. п.

Самый главный памятник культуры, что оставил в наследство Хаммурапи – это, конечно же, известный свод законов Хаммурапи. Изначально украшенный рисунками камень стоял в Сиппаре, но через 600 лет его доставли в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах (от последнего также найдены фрагменты); в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички.

Заключение:

Таким образом, можно сделать выводы, что своим законодательством Хаммурапи стремился зафиксировать общественный строй государства, доминирующим множеством в котором были бы мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший как рабовладельческий строй, так и частную собственность .

Также мы видим, что само законодательство Хаммурапи исключает саму возможность равноправия людей по юридическим возможностям, и отношениям друг к другу.

Субъектами права по законам Хаммурапи можно признать лишь свободных общинников авилумов и неполноправных свободных, находящийся на царской службе - мушкенумов. Некоторыми правами к примеру, (правом на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети же рассматривались лишь как объекты права.

В нашей работе мы проанализировали правовое положение населения по законам царя Хаммурапи. Несмотря на достаточно значительный уровень формирования товарно-денежных отношений структура вавилонского общества выделялась сложностью, которая была связана с специфическим характером и многоуровневым составом экономики, с не до конца оформившимся процессом образования классов. Как в любом рабовладельческом строе в Древнем Вавилоне существовало четкое разделение общества, и в первую очередь на свободных и рабов. Помимо сословной разницы существовало в Древнем Вавилоне и профессиональное расслоение по роду занятий, которые имели свои привилегии в зависимости от занимаемого положения.

Похожие работы на данную тему