Основные страновые экономические модели смешаной экономики

Название работы: Основные страновые экономические модели смешаной экономики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Эктеория

Страниц:

25 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие смешанной экономической системы 5

2. Национальные модели смешанной экономики 9

2.1. Американская модель 10

2.2. Германская модель 12

2.3. Японская модель 13

2.4. Шведская модель 15

3. Российская модель рыночной экономики:

характеристика и перспективы 18

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Выдержка:

Введение:

Различные типы экономических систем существовали в последние 2 столетия. Они отличались не только способом координации хозяйственной деятельность людей, предприятий и государства, а также и типом собственности на экономические ресурсы.

Типы экономических систем можно разделить, в зависимости от способа разрешения главных экономических проблем, а также существующих типов собственности на экономические ресурсы, на четыре основные: традиционная, рыночная (капиталистическая), командная (социалистическая) и смешанная.

Сущность и основные принципы смешанной экономики всегда отражали изменения социально-экономической жизни государств. Эти изменения проявлялись в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, в проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Для нынешнего общества наиболее рациональной и адаптированной к современным условиям развития экономики стала смешанная система, которая объединила в себе преимущества рыночных отношений и гибкой системы государственного регулирования.

Смешанная экономическая система сложилась и развивалась во многих промышленно развитых странах, в которых эффективный рыночный механизм дополняется государственным регулированием. В этом случае государственное регулирование состоит в создании благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствовании существующей рыночной инфраструктуры, обеспечении социальных гарантий для населения и его социальной защиты.

Глава 3:

Среди таких черт особо выделяются такие:

- укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: «потребление – накопление», «военная – гражданская сферы производства», «промежуточный – конечный продукт» и др.;

- низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологической безопасностью);

- доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;

- политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.

При переходе к рыночной системе следует учитывать абсолютно все эти психологические, социальные и экономические особенности России, ведь необдуманно бросать ее в стихию рынка опасно – это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.

Тормозит развитие рыночной системы существование монополии государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не оказывает огромное влияние на эффективность производства, на сбыт продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике.

Очевидно, что ключевым моментом реформ является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, перераспределяют и направляют ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате устанавливается регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.

Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно не только отдать капитал в руки людей. Создание определенных условий со стороны государства для помощи этим людям (льготные кредиты, эффективное налогообложение и др.) есть одним из основных условий еффективной экономики.

Важно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж – как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.

Перечисленные пункты должны были быть учтены при переходе к рыночной системе. Но политическая нестабильность катастрофически повлияла на проведение экономических реформ, и их ход замедлился.

Было рискованно инвестировать денежные средства в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям российской экономики. Между тем недостаточное внимание к развитию рыночного сектора экономики – собственных производств на основе свободного предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамид» привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года. Этот кризис фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднил развитие реального сектора экономики.

Залогом успешного функционирования экономики есть сведение к минимуму экономических и социальных издержек, неизбежных в переходный период. Также необходимо взять во внимание, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто.

Первым этапом реформы есть оздоровление денежной системы, а также поддержание сложившихся хозяйственных связей и материальных потоков в экономике. Без устойчивых денег невозможно стимулирование производства, налаживание хозяйственного оборота, переход к рыночному ценообразованию. Твердый рубль окажет немедленное воздействие на соотношение потребительского спроса и товарной массы, на насыщение рынка, послужит отправной точкой для действий по другим направлениям.

Также очень важно одновременное проведение активных мер по демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции. Также приходится придерживаться жесткой финансово-кредитной политики, чтобы не допустить неуправляемой инфляции. Тем самым, однако, может сдерживаться деловая активность, развитие производства.

В период проведения жесткой финансово-кредитной политики осуществляется либерализация цен, разгосударствление и демонополизация экономики до проявления очевидных признаков включения механизмов конкуренции и рыночного саморегулирования, образует период стабилизации экономики.

Вслед за осуществлением программы проведения курса реформ последует стабилизации рынка, подъема производства и повышения его эффективности.

Заключение:

Самая болезненная проблема, которая существуей в России сегодня, – негативные последствия прошедших экономических и социальных реформ. Еще существует большой процент роста цен, инфляции, обнищания многих и обогащения немногих.

Все это стало той почвой, на которой выросли метастазы национальных конфликтов, социального противостояния и безысходности. В чем причины происходящего? Является ли оно неизбежной платой за будущие перемены к лучшему? Была ли и сохраняется ли возможность идти другим путем?

Думается, обоснованность избранных способов, методов, форм социально-экономических перемен и получаемые от них результаты находятся в прямой зависимости от степени обоснованности и разработанности стратегии развития страны. Реформы не опирались ни на то, ни на другое. Отсюда и их результаты.

Одной из наиболее насущных задач в современных условиях стала разработка стратегических проблем развития страны. Без нее корректировка реформ может напоминать движение слепого в незнакомой обстановке.

В контексте изложенного материала становится вполне очевидным следующий факт: у России свой собственный путь экономического развития, но основательное знание хотя бы основных моделей смешанной экономики конечно же помогает принятию более оптимальных решений проблем рыночной экономики.

Опираясь на уже достигнутое, проверенное на практике, Россия сможет успешно продвигаться по пути рыночных преобразований, создавая свою собственную неповторимую, российскую экономическую модель.

Похожие работы на данную тему