Сенсорная адаптация и ее значение в жизни человека

Название работы: Сенсорная адаптация и ее значение в жизни человека

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Глава 1. Теоретическая часть 5

1.1. Понятие о сенсорных системах 5

1.2. Взаимодействие сенсорных систем 11

1.3. Методы исследования сенсорных систем 14

1.4. Общие принципы организации сенсорных систем 14

Глава 2. Проведение исследования 19

2.1.Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе 19

2.2. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста 25

Заключение 31

ЛИТЕРАТУРА 32

Выдержка:

Введение

Адаптация сенсорная - изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Проявляется и в разнообразных субъективных эффектах. Может достигаться за счет увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия. При помощи адаптации сенсорной достигается повышение чувствительности разностной в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора. Закономерности адаптации показывают, как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула.

Глава 2. Проведение исследования

2.1.Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности. Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.

Анкета для родителей первоклассников

Класс

Школа №

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно (ДА)

- без особой охоты (ВДА)

- охотно, с радостью (А)

- затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978

2. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1969

3. Бардин К.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика / Вопросы психологии. 1990, N 1, с. 131–136

4. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976

5. Бардин К.В. Работа наблюдателя в припороговой области / Психологический журнал. 1982, N 1, с. 52–59

6. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987;

7. Брунер Дж.С. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971

8. Восприятие. Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н.Ю. Алексеенко. М.: Мир, 197

9. Геринг Э. Гельмгольц Г. Сочинения. Вып. 1–5, СПб., 1895–97

10. Геринг Э. Пространственное чувство и движения глаза / Руководство к физиологии. т. 3, 1888

11. Геринг Э. Физиология кожных ощущений и общего чувства / Руководство к физиологии. т. 3, 1888 (совм. с Функе)

12. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970

13. Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978

14. Забродин Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно–перцептивном уровне / Проблемы принятия решений. М., 1976, с. 33–55

15. Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945 (совм. с А.Н. Леонтьевым)

16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2–х т. М.: Педагогика, 1986

17. Запорожец А.В. Психология. М., 1955; Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960

18. Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. 1947, N 8

19. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия / Инженерная психология. М., 1964

20. Кравков С.В. Глаз и его работа. М.–Л., 1950

21. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963

22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973

23. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.

24. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

25. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд–во МГУ, 1976

26. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.; под общ. ред. А.А. Реана

27. Рыбальский М.И. Иллюзии и галлюцинации. Баку: Маариф, 1983

28. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985

29. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996;

30. Стивенс С.С. Психофизика сенсорных функций / Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. Изд–во МГУ, 1975;

31. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. Изд–во МГУ, 1975

32. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. 1980;

33. Ярошевский М.Г. История психологии. 3 изд., М., 1985.

Похожие работы на данную тему