Теоретические и практические аспекты ведения бухгалтерского учёта на малых предприятиях

Название работы: Теоретические и практические аспекты ведения бухгалтерского учёта на малых предприятиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

103 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях 7

1.1. Определение, основные критерии, роль и значение малого предпринимательства в Российской Федерации 7

1.2 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на малых предприятиях 11

1.3. Применение специальных налоговых режимов малыми предприятиями 20

Глава 2. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии ЗАО "Фирма Эврика - Расходные материалы" 36

2.1. Общая характеристика ЗАО "Фирма Эврика - Расходные материалы" 36

2.2. Особенности организации бухгалтерского учета в ЗАО " Фирма Эврика - Расходные материалы " 38

2.3 Формирование и анализ бухгалтерской отчётности ЗАО " Фирма Эврика - Расходные материалы " 62

Глава 3. Совершенствование учёта в ЗАО "Фирма Эврика - Расходные материалы" 72

3.1 Анализ возможности применения системы учёта с ведением Книги доходов -расходов 72

3.2 Влияние финансового кризиса на малый бизнес 81

Заключение 89

Список литературы 95

Приложения 102

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Актуальность и значение выбранной темы исследования определяются тенденцией повышения роли малого предпринимательства в социально-экономическом развитии современной России и необходимости совершенствования его государственного регулирования.

В развитых странах развитию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса. Кроме того, развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг. Малое предпринимательство является самой гиб¬кой в производственных, технологических и управленческих отношениях сферой, что помогает ему чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и перестраиваться под них с наименьшими потерями. Не случайно в экономике большинства стран малый бизнес обеспечивает рабочими местами почти 50-70% трудового населения, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% ВНП.

Минэкономразвития Российской Федерации подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Основным приоритетом которой является инновационный сценарий развития. В документе указано, что его целью является «превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень развитых постиндустриальных стран». Это возможно только при инновационном сценарии развития страны.

На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого предпринимательства особую важность приобретают вопросы проблем и особенностей ведения бухгалтерского учёта на малых предприятиях.

На большинстве малых предприятий руководством не уделя¬ется должного внимания организации бухгалтерского учета. Учет¬ная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без все¬стороннего анализа, то есть делается это исключительно для нало¬говой инспекции. Себестоимость продукции не только не планиру¬ется, но и в принципе не рассматриваются вопросы о ее снижении. Дело в том, что при действующей системе налогообложения руко¬водство малых предприятий использует большой арсенал способов регулирования себестоимости, направленных на ее увеличение, и таким образом, на уменьшение прибыли. Эти и многие другие причины приводят к тому, что бухгал¬терский учет на предприятии перестает выполнять свои основные задачи.

Множество вопросов возникает у руководства малого пред¬приятия в связи с выбором системы организации бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бух¬галтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131 малые предприятия получили право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребно¬стей своего производства и управления, их сложности и численно¬сти работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов приме¬няемых форм первичных учетных документов, системы докумен¬тооборота.

Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в при¬ближении ее к международным стандартам. И зависит это не толь¬ко от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов ведения бухгалтерского учёта на малых предприятиях.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

? Раскрыть критерии отнесения предприятий к малому бизнесу;

? Исследовать основы организации бухгалтерского учёта малого бизнеса

Глава 3:

К общим негативным факторам мирового экономического кризиса, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие .

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс - "общаков") и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Заключение:

В настоящее время тема поддержки малого бизнеса приобретает особую популярность в средствах массовой информации. Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйствования, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места. Таким образом, развитие бизнеса в России имеет большое значение, и данная проблема является актуальной при переходе к развитой рыночной экономике.

Анализ ситуации экономики свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть всё более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

Повышение эффективности предпринимательской деятельности связано с использованием соответствующего опыта, достигнутого на более высоких уровнях развития рыночных отношений. Это обстоятельство в наибольшей степени следует учитывать в сфере малого бизнеса, где концентрируются практически все трудности предпринимательской деятельности, ясно и конкретно видны её конечные результаты. Именно поэтому малый бизнес является базой для более высоких уровней и более значительных масштабов предпринимательской деятельности.

Место и роль малого предпринимательства определяется тем, что малые предприятия уже прошли определённый путь развития. Все эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых случаях сумели выработать правильную конкурентоспособную стратегию поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста и восстановления хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.

Грамотная постановка учёта, чёткое определение и распределение функций бухгалтерского персонала в значительной мере определяет правильность ведения бухгалтерского учёта и расчёта налоговых обязательств. А также это позволяет:

обеспечить сохранность имущества;

обеспечить эффективность управления ресурсами;

исчислить финансовый результат деятельности;

определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно, для руководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учёта и что более важно управления организацией.

Руководитель вместе с главным бухгалтером (бухгалтером) организации должны определить потребность в выполнении бухгалтерским учётом указанных выше задач.

Главной особенностью ведения бухгалтерского учёта на малых предприятиях является применение упрощённой формы бухгалтерского учёта с разновидностью: без использования регистров и с использованием регистров бухгалтерского учёта. Если у предприятия небольшие обороты и немного операций, то лучше применять упрощённую форму бухгалтерского учёта, это сократит количество работы бухгалтеру, а также позволит облегчить ведение бухгалтерского учёта по сравнению с типовой формой (журнально-ордерной).

Проведённое исследование системы упрощённого налогообложения в Российской Федерации на современном этапе, позволяет сделать следующие выводы:

Уплата единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

На упрощенную систему налогообложения имеют право перейти не все малые предприятия и индивидуальные предприниматели при соблюдении определенных критериев (величина дохода от реализации; средняя численность работников за отчетный (налоговый) период; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов).

Выбор объекта налогообложения по единому налогу осуществляется самим налогоплательщиком. По единому налогу, исчисляемому при упрощенной системе налогообложения, возможны два объекта налогообложения доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

Преимущества УСН :

Похожие работы на данную тему