Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы

Название работы: Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Основы права

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Адвокатура как ведущий конституционно-правовой институт оказания квалифицированной юридической помощи

населению 5

1.1 Понятие и правовое регулирование адвокатской деятельности 5

1.2 Принципы адвокатской деятельности 17

1.3 Место и роль института адвокатуры в государстве 25

Глава 2. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры 32

2.1 Адвокатский кабинет 32

2.2 Коллегия адвокатов 35

2.3 Адвокатское бюро 38

2.4 Юридическая консультация 44

2.5 Адвокатская палата субъекта РФ 48

2.6 Федеральная палата адвокатов РФ 54

Глава 3. Перспективы развития законодательства об адвокатуре в Российской Федерации 61

Заключение 72

Список использованной литературы 77

Приложения 82

Выдержка:

Введение:

Тема настоящего исследования: «Адвокатская деятельность, ее виды и организационные основы» актуальна о чем свидетельствует то, что адвокатура как самостоятельный, независимый институт, всегда была одним из важнейших показателей развития общества, то есть фактором не только юридическим, но и социальным, политическим, культурным.

В 90-е годы XX века в России произошли серьезные изменения, затронувшие, в том числе, и адвокатуру. Конституция Российской Федерации закрепила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, которые неотчуждаемы и принадлежат ему с рождения. Провозгласив данные положения, государство взяло на себя обязанность их обеспечить, а адвокатура призвана помочь ему в этом нелегком деле.

31 мая 2002 г. был принят Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Далее Закон об адвокатуре) , который объединил все адвокатское сообщество. Важным итогом реализации Закона об адвокатуре явилось то, что адвокатская корпорация стала более сплоченным сообществом, объединенным не только профессиональными рамками, но и общими целями и нравственными устоями. Значительно расширились возможности адвоката при оказании им квалифицированной юридической помощи, таким образом сделан серьезный шаг в направлении реализации конституционных принципов на практике. Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что эффективность и доступность квалифицированной юридической помощи невозможна без обеспечения нормальных условий функционирования адвокатуры.

Объектом дипломного исследования являются организация адвокатской деятельности, правоотношения, возникающие при осуществлении адвокатом своей профессиональной деятельности с органами государственной власти, доверителями и коллегами.

Предметом работы выступают нормы законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, практику ее применения.

Целью работы является изучение видов и основ адвокатской деятельности. Поставленная цель предопределяет задачи работы, а именно:

- рассмотреть понятие и правовое регулирование адвокатской деятельности в РФ;

Глава 3:

Помимо перечисленных задач, решение которых может быть и, наверняка, будет растянуто во времени, есть другие задачи реформирования российской адвокатуры, от решения которых зависит эффективность и даже дееспособность российских адвокатов.

Положительно должен быть решен и вопрос об обязательности членства в общенациональной ассоциации адвокатов России, которое необходимо для обеспечения:

- единообразия адвокатской деятельности и соблюдения правил профессионального поведения и этики адвокатов;

- контроля над доступом к профессии адвоката и над его квалификацией;

- дисциплинарного контроля.

Итак, в заключение необходимо отметить следующее:

1. Развитие адвокатуры в РФ переходит на качественно новый уровень, когда на основе созданного законодательства, которое удовлетворяет запросам современного общества к институту адвокатуры, начинает развиваться сам институт, превращаясь в самостоятельный и дееспособный орган, обеспечивающий получение гражданами России профессиональной юридической помощи.

2. Перспективы развития адвокатуры требуют обратить внимание на необходимость институционального подхода к реформам российской адвокатуры, который предполагает учет следующих аспектов: предпосылок реформирования адвокатуры; принципов реформирования адвокатуры; основных направлений реформирования адвокатуры; задач реформирования адвокатуры.

3. В настоящее время в РФ существуют все предпосылки для дальнейшего реформирования института адвокатуры. Среди них:

- отсутствие механизма реализации принципа равенства сторон в суде. В данном случае уместно процитировать профессора А.Х. Саидова, который полагал, что «если обвинение обладает мощным аппаратом (системой правоохранительных органов), то одним из необходимых условий обеспечения состязательности сторон в судебном процессе является формирование мощной структуры, объединившей бы адвокатов. «Организации» может противостоять только «организация». Не будет сильной организации адвокатов - не будет состязательности процесса» . В Российской Федерации принцип состязательности сторон в суде до настоящего времени в полной мере реализовать не удалось. Кроме того, российская система правоохранительных органов обладает большим потенциалом воздействия в суде, причем не только на противную сторону, но и на сам суд. В таких условиях институт адвокатуры нуждается в процессуальных гарантиях своего равноправия на судебном процессе.

- несовершенство механизма оказания юридической помощи;

- отсутствие правового регулирования деятельности адвокатов на территории других государств;

- отсутствие непрерывной и целостной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров адвокатуры;

- наличие определенной зависимости адвокатских образований от деятельности органов государственной власти субъектов РФ, например закрепление за региональным бюджетом обязанности по материально-техническому и финансовому обеспечению оказания юридической помощи адвокатами (даже в труднодоступных и малонаселенных местностях); предоставление субъектам РФ полномочий в области формирования квалификационных комиссий.

- отсутствие реальной независимости адвокатов. Так, Министерство юстиции РФ, осуществляя в соответствии со своими обязанностями выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере адвокатуры, формально подходит к своим обязанностям, что подтверждается минимальным количеством нормативного правового материала, посвященного адвокатуре. Причем почти все указанные акты ничего общего не имеют с обязанностью государства обеспечивать гарантии независимости адвокатуры.

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Место адвокатуры в современной правовой системе России можно охарактеризовать как один из способов самоограничения государственной власти, посредством которого создается институт гражданского общества, способствующий полноценной реализации и защите гражданами своих прав и свобод. Если Положение 1980 г. отводило адвокатуре место в правоохранительной системе и сравнивало ее по задачам с прокуратурой, судом, следственными органами, государственным нотариатом, а основания и цель ее существования рассматривалась как охрана социалистических правоотношений, то по концепции Закона об адвокатуре это - институт гражданского общества, основное предназначение которого состоит в защите интересов общества и каждого его члена через оказание квалифицированной правовой помощи. Законодатель подчеркивает, что адвокатура отделена от государства, указывая, что она не входит в систему органов власти.

Принятие Закона об адвокатуре юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций. Кроме того, с принятием данного Закона появился главный субъект реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи - адвокатура, что представляет научный исследовательский интерес.

Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь, служит залогом гармоничного существования общества в целом .

Заключение:

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Понятие адвокатской деятельности можно определить как квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского образования, физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами, рассматривается в Законе об адвокатуре в качестве квалифицированной. Квалифицированную юридическую помощь можно рассматривать как правовую помощь, осуществляемую специальным субъектом, подтвердившим свои знания и умения в этой области, что позволяет гарантировать ее качественность. Квалифицированная юридическая помощь шире содержания адвокатской деятельности и может включать в себя деятельность иных субъектов, если для допуска их в сферу оказания правовой помощи законодателем будут введены критерии, соответствие которым может дать некоторую гарантию качества этой помощи.

2. Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.

Адвокатура - это структура гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное на добровольной основе с целью служения людям в форме оказания квалифицированной юридической помощи. Укрепление законности - функция самого государства, для которой оно создает соответствующий аппарат, правоохранительные органы. Содействовать этим органам в выполнении ими собственных функций укрепления законности адвокатура не может по своей юридической природе как независимый от государства орган, более того, призванный стоять на стороне гражданина, а не государства, преследующего этого гражданина. Отношения между государством и адвокатурой должны строиться на принципе равноправных субъектов.

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры - полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности; свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях; самоуправляемость адвокатских объединений; добровольное вступление в адвокатуру; право на ассоциации, присоединение к международным сообществам адвоката и участие в них; соблюдение норм профессиональной этики и сохранение адвокатской тактики, справедливость и гуманизм.

3. Наличие адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества не может не свидетельствовать о развитии гражданского общества, и здесь с законодателем трудно поспорить: адвокатура - это институт гражданского общества. Адвокатура как самостоятельная организация не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с известным принципом разделения властей органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся к исполнительной ветви власти, которая по отношению к законодательной и судебной является независимой. Организация системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в России представлена на основе ее административно-территориального деления. Так, на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации действуют органы государственной власти (Правительство Российской Федерации, администрации или министерства субъектов Российской Федерации), на местном уровне - органы местного самоуправления (администрации городов и районов). Адвокатура не является частью органов власти ни на одном из ее уровней, и уж тем более не входит в систему какой-либо ветви власти. Этим обеспечивается ее независимость в осуществлении деятельности, основанной на ряде принципов.

4. Адвокатура - негосударственная структура. Вместе с тем она не может считаться классической общественной организацией. Ведь цели и задачи адвокатуре ставит общество в целом, а не определенный круг лиц. В адвокатуре действуют специальные правила доступа к специальности, осуществления профессиональной деятельности, контроля над ней и т.п. Согласно ч. 1 статьи 20 Закона об адвокатуре, формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Вышеприведенный перечень форм адвокатских образований является исчерпывающим. Формы адвокатских образований различаются по способу создания, составу и характеру взаимоотношений между входящими в них адвокатами. Все формы адвокатских образований, за исключением адвокатского кабинета, являются юридическими лицами, а потому обладают всеми признаками, присущими данному субъекту правовых отношений.

5. Нарушенные права и свободы человека и гражданина (в том числе конституционные) нуждаются в защите, и адвокатура является важнейшим исторически оформленным и проявившим себя институтом их защиты. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» нормативно оформил складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества - самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов в области права, на которую возложена публично-правовая обязанность - оказание квалифицированной юридической помощи.

Похожие работы на данную тему