Проблемы организации групповой работы школьников.

Название работы: Проблемы организации групповой работы школьников.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Групповая форма как форма организации обучения 5

1.1 Общее представление о формах организации обучения 5

1.2 Характеристика групповой формы организации обучения 11

Глава 2. Методика организации групповой работы школьников 17

2.1 Комплектование групп 17

2.2 Функции учителя 19

2.3 Методика организации деятельности групп 26

2.4 Технология использования групповой формы учебной деятельности 32

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Выдержка:

Введение:

Глубокие преобразования, происходящие в области подготовки моло-дежи требуют резкого повышения эффективности педагогического процесса во всех типах образовательных учреждений. Как известно, образование в на-стоящее время рассматривают как универсальный способ сохранения и раз-вития культуры. Необходимо максимальное использование всего арсенала возможностей учебно-педагогического процесса, требуется создание и вне-дрение педагогических технологий, ориентированных не только на повыше-ние уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства.

В таких условиях педагогический процесс в образовательном учрежде-нии должен все больше ориентироваться на творческое развитие личности. Все это предполагает использование самых различных форм и методов обу-чения. Как подчеркивают многие ученые, именно в педагогической форме реализуются поставленные образовательные цели.

В педагогической науке накоплен значительный фонд знаний, необхо-димых для дальнейшего совершенствования организационных форм обуче-ния и воспитания.

В двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сро-ком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе ос-новной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются.

Все вышеизложенное позволило выбрать тему нашего исследования: «Формы организации групповой работы школьников».

Целью настоящей работы является теоретический анализ проблемы ор-ганизации групповой работы школьников.

Объект исследования: процесс обучения.

Предмет исследования: групповая работа как форма организации обу-чения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Определение сущности понятия «формы обучения».

3. Раскрыть сущность групповых форм обучения.

4. Определить методику организации и специфические особенности групповых форм обучения.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы, анализ до-кументов, обобщение и систематизация материала.

Глава 2:

Прежде чем группы приступят к самостоятельной работе, не забудьте сказать, что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал. Только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл.

8. Интегрируйте работу в группах в свой обычный урок самыми разно-образными способами: дайте им возможность поспрашивать новый (или за-данный на дом урок) в парах прежде, чем вы предложите индивидуальные задания, или потренироваться (опять же в парах или тройках) перед кон-трольной работой или тестом. В каких-то случаях, наоборот, пусть сначала выполнят индивидуальные задания, а затем — совместное, которое и будет оцениваться. Пусть время от времени у них появится возможность, напри-мер, прежде чем отдавать вам свои тетради с диктантом или с решенными задачами, проверить работы друг друга в группе. И пусть они обязательно добьются правильного осознанного выполнения задания каждым учеником. Оценивать можно как совместные усилия, так и индивидуальные. Три-четыре ученика могут обсудить вопросы по любому тексту (литературному, историческому, иноязычному и пр.), а затем подать учителю совместную ра-боту, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задание. Каж-дый ученик при этом должен обязательно играть свою роль.

Если группа не справилась с заданием, значит одно из двух: либо зада-ние слишком сложное даже для сильного ученика (и соответственно, учите-лю придется дать дополнительные пояснения), либо недостаточно практики для формирования устойчивого навыка (следовательно, нужно обеспечить эту группу дополнительной практикой). В любом случае решение проблемы — в профессиональной деятельности педагога, а не в наказании ученика.

9. Четко сообщайте в начале урока и перед работой в группах цель, причем, не только познавательную, но и социальную.

10. На протяжении всей работы вам необходимо следить за активно-стью учащихся и помогать любой группе, если потребуется. При этом не за-будьте всегда оставаться доброжелательным, говорить тихо, приучая и уча-щихся во время групповой работы вести обсуждение, не повышая голоса [13].

Всех возможных вариантов обучения в сотрудничестве описать невоз-можно. Если видно, что ребята приняли данный вид совместной деятельно-сти и такое обучение приносит свои плоды, необходимо постепенно услож-нять задачу, подбираясь к интеграции с методом проектов.

Заключение:

Групповые формы обучения являются одной из разновидностей форм обучения. Проблемы организации работы в школе - теряется опыт коллек-тивной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущен-ными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) оста-лись вне педагогического внимания.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассмат-ривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллектив-ных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (учени-ки), ученик– ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обуче-ния ''ученик– ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей по-вышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребён-ка в целом.

С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осущест-вить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным отно-шениям в образовательном процессе, что, на наш взгляд, способствует лич-ностно – ориентированному подходу в обучении, о котором так много гово-рится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограничен-ность индивидуального интеллекта, а с другой стороны – изменяется направ-ленность индивидуальной работы, которая становится общественно направ-ленной.

Похожие работы на данную тему