Личность в социологии

Название работы: Личность в социологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Социология

Страниц:

19 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Понятие личности в социологии …………………………………………….. 4

2. Проблема личности в западной социологии ………….….…….…………… 8

3. Теории личности в отечественной социологии …………………………… 14

Заключение ………………………….….….…………………………………… 19

Список использованной литературы …………………………………………. 20

Выдержка:

Введение:

Наряду с социально-философскими, культурологическими, натуралистическими, психологическими и другими подходами к изучению проблем личности в XX столетии особую значимость приобретают собственно социологические концепции. На протяжении истории социологии было выработано множество концепций личности. Различия между ними связаны в основном с тем, какого подхода придерживались исследователи, рассматривали ли они общество в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

В социологии традиционно типичными для нее считаются теории «зеркального Я», ролевая теория, теория социального научения (необихевиоризм), теория социальных диспозиций личности. Первые отечественные работы в области социологии личности принадлежат И.С. Кону, Г.М. Андреевой, В.П. Тугаринову, Е.В. Шороховой, В.А. Ядову, а далее – их последователям – Л.Г. Ионину, Ю.М. Резнику, А.Я. Сагомонову и др. Сегодня в отечественных и зарубежных науках о человеке и обществе теме личности посвящено множество исследований. Однако до сих пор отсутствует синтез представлений о личности, необходимый для решения проблем, характерных для современного состояния в социологии.

Цель данной работы: раскрыть социологический подход к изучению личности.

Цель реализуется посредством постановки следующих задач:

1) изучить понятие «личность» в социологической интерпретации;

2) рассмотреть концепции личности в западной социологии;

3) выделить особенности социологического изучения личности в отечественной социологии.

Методологическая база работы основана на изложении различных точек зрения, имеющихся в литературе, их сравнении и анализе.

Глава 3:

Приведенные примеры имели целью показать, что зарождающаяся социология личности до революции вполне соответствовала европейскому уровню. Разумеется, субъективная школа была далеко не единственной в России.

Н.И. Кареев заключает: функция термина «личность» в системе теоретических понятий – связать воедино влияния органические и неорганические. Последние выступают в двух формах: культуры и социальной организации. Первая из них определяется через постоянно и единообразно воспроизводимые членами общества мысли, поступки и отношения. Вторая помогает людям совместно добывать средства к жизни и защиту. Социальная организация есть предел личной свободы. Культурная группа есть предел личной оригинальности. То, что в личности есть продукт истории, привносится к ней из над-органической среды, а то, что делает ее оригинальной, дается ей не историей, а природой, не воспитанием, а рождением .

Выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский не мыслил науки без комплексного изучения личности. Еще в 1884 г. он стал одним из основателей Московского психологического общества. В 1908 г. профессор Ковалевский совместно с профессором де Роберти и позднее ассистентами П.А. Сорокиным и К.М. Тахтаревым составили ядро первой в России кафедры социологии Петербургского психоневрологического института, созданного В.М. Бехтеревым. Тем самым была заложена основа координированной работы прежде разрозненных специалистов .

В полемике с представителями субъективной социологии В.И. Ленин упрекал последних в том, что они начинают с личностей, будто личность есть нечто первичное и элементарное. На деле же личность – продукт всей человеческой истории, общественно-исторической формации, представитель определенного класса. Это утверждение вполне согласуется с представлениями о личности западных классиков социологии (личность – проекция культуры).

Отметим здесь, что и в последующие годы ленинско-сталинская редакция исторического материализма отличалась упрощенным представлением о личности. Человек рассматривался как существо в основном рациональное. Достаточно сделать людей сознательными – и они будут делать то, что хорошо, и не будут делать то, что плохо. Роль эмоций, страстей недооценивалась .

В советский период для развития теории личности и ее социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г. Алексеева-Харчева, Л.П. Буева, И.С. Кон, Л.А. Зеленов, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Лавриненко, А.В. Петорвский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л. Смирнов, Е.В. Шорохова, Е.Б. Шестопал, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.

После победы революции большевики поглощены неотложными делами, и поначалу идеологический контроль еще слаб: публикуются произведения самых разных по отношению к марксизму направлений: естественнонаучные подходы, психоаналитическое направление (Н. Осипов, М. Вульф, Н. Вырубов, С. Шпильрейн), культурно-историческое направление (Л.С. Выготский), деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Когда несколько ослаб идеологический пресс (с сер. 50-х гг. XX в.), были изданы первые переводные работы. Исследователи с энтузиазмом набросились на социометрическую методику, стала модной проблема конформного поведения. Однако к иностранной литературе подходили с разных позиций. Одни советские авторы приписывали зарубежным очевидные глупости, а потом с пафосом их разоблачали. Другая позиция состояла в стремлении преодолеть «железный занавес», отделявший отечественную социологию от мировой .

В 1967 г. в СССР вышла книга И.С. Кона, где разъяснялось, что главным понятием для описания личности является понятие социальной роли. Одновременно были опубликованы статьи В.Б. Ольшанского о социальных ролях и теории ролей. Это понятие становится частью нормативной лексики в советской социологии. В отечественной литературе существуют частные разногласия в понимании термина «роль» и классификации ролей социологами. Большинство согласно, что роли различаются в зависимости от той системы взаимодействия, в которую они входят как элементы .

Сегодня признано, что поведение человека детерминировано его наследственными задатками и условиями социализации. Однако вся этика, и прежде всего принцип личной ответственности, базируются на безусловном признании абсолютной свободы воли. Это противоречие породило многовековую дискуссию.

Наиболее убедительной из представленных ныне точек зрения выглядит концепция П.В. Симонова. Впечатление о свободе иллюзорно, поскольку человек не осознает все движущие им мотивы. Однако субъективно ощущаемая свобода и вытекающая из нее личная ответственность включает механизмы всестороннего и повторного анализа последствий того или иного поступка, что делает окончательный выбор более обоснованным. Видимо, лишь неполное, частичное осознание человеком движущих им мотивов позволяет снять противоречие между объективной детерминированностью поведения и субъективно ощущаемой свободой выбора.

Заключение:

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани XIX и XX вв. В этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние макро-, мезо- и микроусловий на процесс его функционирования.

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми. В социологии понятие личность означает устойчивую систему социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности. Оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч. Кули, Дж. Мида нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни. Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Липтон уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе. Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.

В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце XIX - начале XX века, так и в советский период.

Социология XX столетия, детально анализируя общество, использовала новый научный подход и инструментарий и внесла существенный вклад в общий процесс осмысления проблем человека и личности.

Похожие работы на данную тему