Психологические аспекты родительско-детских отношений

Название работы: Психологические аспекты родительско-детских отношений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

13 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 1

1. Анализ литературных источников 2

Заключение 12

Список литературы 13

Выдержка:

Введение:

Проблематика детско-родительских отношений является значимой во мно-гих сферах психологической науки и практики.

Одной из самых первых теорий, внесших значительный вклад в изучение отношений между детьми и родителями, была психоаналитическая теория З. Фрейда, которая дала начало многим последующим концепциям детского раз-вития (А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Роджерс, Д. Боулби и другие).

В отечественной психологической школе основы проблематики детско-родительских отношений были заложены Л.С. Выготским. Он показал (Выгот-ский Л.С., 1984), что в силу моторной, физиологической и психической незре-лости младенца, путь ребенка к удовлетворению своих потребностей всегда проходит через отношение к близкому взрослому. Взаимодействие матери с младенцем с самых первых дней опосредует отношение ребенка к внешнему миру.

Нестабильное, кризисное состояние нашего общества прямым образом влияет на психологическое состояние как отдельного человека, так и института семьи в целом.

Большая занятость родителей в профессиональной сфере, психоэмоцио-нальные перегрузки, физическое переутомление отрицательно отражаются на психологической атмосфере в семье и характере взаимоотношений родителей и детей. Сейчас, как никогда, отмечается рост числа “ неблагополучных ”, «труд-новоспитуемых ” подростков и обращений к практическим психологам со сто-роны родителей, обеспокоенных поведением своих детей и проблемами во взаимоотношениях с ними. ........

Основная часть:

Вопросами семьи занимались И.С. Кон, Х. Д. Джайнотт, А.И. Захаров А.И., Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий , Т.М.Мишина и др. По определению Карвасарского семья – открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям и наоборот. В настоящее время особенно важными, в соответствии с целями и задачами нашей работы, являются такие функции семьи, как: воспитательная, психотерапевтическая, восстановительная. Согласно мнениям А.Я. Варга, В.В. Столина следует выделять типы родительского отношения к детям по принци-пам: “принятие – отвержение”, “кооперация”, “симбиоз”, “авторитарная гипер-социализация”, “маленький неудачник”. Характер родительско - детских отно-шений особенно важен в подростковый период, когда происходит окончатель-ное оформление и завершение формированния личности подростка. Неслучай-но этот период обозначают как трудный. Формирование новообразований (та-ких, как сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в стар-шем подростковом возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению и чувство взрослости) отнюдь не всегда является благоприятным процессом. У многих подростков он сопровождается яркими проявлениями реакций: эмансипацией, группирования и хобби, которые не всегда являются позитивными. Дети хотят быть самостоятельными, но не-достаток опыта заставляет их постоянно обращаться за помощью к родителям.

Проблема разработки типологии родительского отношения стояла во мно-гих отечественных и зарубежных исследованиях. Многие отечественные авто-ры рассматривают типы родительского отношения в связи с нарушениями в нормальном развитии личности ребенка.

Так, Гарбузов В. И. и Захаров А. И. (1977) выделяют три типа неправиль-ного воспитания ребенка.

Воспитание по типу А (неприятие) сопровождается либо недостатком кон-троля на почве равнодушного попустительства, либо избыточной требователь-ностью, жесткой регламентацией действий ребенка, контролем, который сопро-вождается императивным навязыванием единственно допускаемого типа пове-дения. Общее неприятие ребенка матерью приводит к потребности последней изменить врожденный тип реагирования ребенка в "лучшую", с точки зрения матери, изменить свойства темперамента ребенка.

.........

Заключение:

Подводя некоторые итоги анализу научной литературы, посвященной ис-следованиям родительского отношения, можно увидеть, что по этому вопросу нет единой точки зрения среди различных школ.

Большинство исследователей единодушны во мнении, что основы лично-стного благополучия будущего взрослого закладываются в процессе внутрисе-мейного взаимодействия, поскольку полноценный эмоциональный контакт с родителями является необходимой основой развития здоровой личности.

Особая роль в развитии эмоциональной сферы ребенка традиционно отво-дится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок – существо изначально социальное, совершенно не способное поддер-живать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от бли-жайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребен-ка.

Похожие работы на данную тему