Проблемы изучения потребительского поведения на рынках продукции массового спроса (на примере кондитерского рынка)

Название работы: Проблемы изучения потребительского поведения на рынках продукции массового спроса (на примере кондитерского рынка)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РЫНОК МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 5

2. РЫНОК КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: СПРОС И ПОТРЕБИТЕЛЬ 10

3. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ 20

4. АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Выдержка:

Введение:

Усиление крупнейших отечественных производителей в течение послед-них лет, по мнению многих специалистов, означало второе рождение кондитер-ского рынка страны. Освободившиеся после ухода импортеров ниши стали ак-тивно осваиваться российскими фабриками, которые не упустили своей воз-можности. Сегмент кондитерских изделий после кризиса претерпел значитель-ные изменения. Ослабление маркетинговой активности иностранных компаний, уход с рынка части импортеров сделали возможным рост объемов отечествен-ного производства.

Сейчас самое подходящее время для выпуска той продукции, которая еще несколько лет назад была представлена на рынке импортерами. Образовался ряд незаполненных сегментов, и отечественные производители уже думают о выводе на рынок различных новых продуктов. Снижение платежеспособности населения отразилось на объемах продаж в сегменте кондитерских изделий.

По мнению многих участников рынка, политическая и экономическая не-стабильность не делает рынок привлекательным для вложения денег. Специа-листы отмечают, что импорт кондитерских изделий еще год назад был рента-бельнее местного производства.

Кондитерский рынок делится на две части: сахаристую (шоколад, конфе-ты, карамель, зефир, мармелад, пастила) и мучную, к которой относятся пече-нье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям).

Торговое заведение привлекает гораздо больше покупателей, если предла-гает товар разных производителей. Покупатель тогда имеет возможность вы-брать. Только так производители могут по-настоящему конкурировать между собой.

В ближайшие несколько лет конкуренция на кондитерском рынке обост-рится. Правда, ожидать прихода в нашу страну совершенно нового крупного инвестора не стоит. Но исключить появление локальных небольших произво-дителей нельзя. Безусловно, крупным предприятиям выжить проще, чем мел-ким. Но и их успех в большой степени будет зависеть от подхода к вопросам маркетинга и сбыта.

Глава 4:

Доли рынка отечественной и импортной кондитерской продукции распре-деляются неравномерно. Если отечественные сухари, сушки, пряники имеют почти 100% охват рынка, то печенье вафли, кексы и рулеты делят рынок с ино-странными аналогами. Насыщенность рынка печеньем и кексами практически достигла предела. Большинство оптовиков считает, что каждый производитель и поставщик кексов, рулетов и печенья занимает на рынке определенную нишу, тем не менее этот рынок можно назвать высококонкурентным.

Объем рынка кондитерских изделий за 2001 г., согласно данным "Центра РБМ", составил 1590 тыс. тонн, что на 363,2 тыс. тонн меньше показателя 2000 г. В 2000 г. спад составил 18,59%. По предварительным оценкам специалистов, итоги 2002 г. будут свидетельствовать о начале нового равномерного роста рынка.

В 2002 г. отечественные производственные мощности были загружены лишь на 48,4% (в 2001 г. - 50,6%). Загрузка фабрики "Красный Октябрь" соста-вила 91%, "Бабаевской" - 97%, "Рот Фронта" - 72%, "Большевика" - 75%, "Ударницы" - 76%. Если в 1990 г. на одного россиянина приходилось до 18,9 килограмма произведенных на территории страны кондитерских изделий, то в 2002 г. - лишь 8,9 килограмма. Традиционно в России сахаристая продукция за-нимала большую часть кондитерского рынка, превышая долю мучных изделий более чем в два раза. Традиционные вкусовые пристрастия населения обеспе-чили сахаристому сегменту меньшее падение по сравнению с мучным сегмен-том. Уменьшение объема рынка по сахаристой продукции в 2002 г. составило 18,59%, по мучной - 22,78%.

Несмотря на смещение покупательского спроса к более дешевой продук-ции, объемы по высококачественным конфетам не снизились. В 2001 г. размер карамельного сегмента, согласно данным "Центра РБМ", составил 252,6 тыс. тонн, а в первом полугодии 2002 г., по оценкам компании "БДЛ-менеджмент", - 68 тыс. тонн. После кризиса объем потребления карамели и леденцов вырос.

Рост вызван доступностью данной группы товаров для рядового потреби-теля. Родители время от времени покупают детям сладости, а карамель - иде-альный вариант при небольших доходах. В сегменте мармеладно-пастильных изделий доля импорта в прошлом году снизилась более чем на 72,2%. В этом секторе также увеличилась доля локальных производителей.

Объем рынка мучных кондитерских изделий в 2001 г. составил 765,8 тыс. тонн, из которых было импортировано 174,2 тыс. тонн. Импорт печенья в 2001 г. снизился на 105,9 тыс. тонн и составил 55,4 тыс. тонн. Столь резкое падение было обусловлено развитием производства печенья в России. Например, ком-пания Dan Cake в 1998 г. открыла собственное предприятие в Солнечногорске.

Единственная группа в кондитерской отрасли, по которой произошло уве-личение объемов производства в 2001 г., - крекеры и галеты. Производство уве-личилось с 54,2 тыс. тонн в 2000 г. до 55,0 тыс. тонн. Данный показатель объ-ясняется тем, что российское производство крекеров началось лишь несколько лет назад. Были запущены новые линии, мощности которых постепенно увели-чиваются. Еще одной причиной стало то, что продукция дешевая, и именно на нее сместился потребительский спрос. Импорт вафель в прошлом году снизил-ся более чем в 5 раз и достиг показателя 8,2 тыс. тонн. Лидеры по производству вафель и вафельных тортов - фабрики "Рот Фронт" и "Большевик". Рынок груп-пы кексов, рулетов, пряников, коврижек, тортов, пирожных, восточных сладо-стей и других мучных изделий в 2001 г. составил 348,4 тыс. тонн, снизившись на 55,6 тыс. тонн по сравнению с предыдущим годом. До начала лета 1999 г. спрос на рулеты был сбалансирован предложениями отечественных производи-телей.

В Ижевске кондитерскими изделиями торгуют практически все продо-вольственные магазина, которых в настоящее время в городе насчитывается 546.

В Ижевске на долю плиточного шоколада приходится 7% всего кондитер-ского рынка (в понятие кондитерского рынка в данном случае включаются шо-колад, конфеты в коробках и развесные, карамель, а мучные изделия, пастила с мармеладом здесь не учитываются) в натуральном выражении, а в денежном – 12%, на долю шоколадных конфет в коробках соответственно приходится 9 и 22%. Для сравнения: в натуральном выражении карамели принадлежит 37% рынка, а в денежном - лишь 17%.

Это для потребителя в шоколаде главное - вкус. Производитель ценит его за удобство транспортировки (например, на перевозку недорогих зефира или мармелада, легких по весу, но больших по объему, затрачивается едва ли не стоимость продукта). По этой же причине выгоднее торговать упакованными конфетами, чем развесными.

Заключение:

Производители надеются, что с увеличением доходов населения будут рас-ти и продажи самых разнообразных сладостей. Перспективы заманчивы: сего-дня уровень потребления кондитерских изделий в два раза ниже, чем в 1990 г. Поэтому уже сейчас на рынке разворачиваются активные "боевые действия": компании наращивают объемы рекламы, объединяются в холдинги, налажива-ют сети сбыта, разрабатывают новые марки... В общем, происходит все то, что характерно для любого рынка, развивающегося по законам конкуренции, а не по указаниям Госплана. И крупные отечественные фабрики, многие из которых смогли сохранить независимость, на ходу учатся конкурировать с транснацио-нальными компаниями, за которыми стоят мощные капиталы и опыт многих десятилетий по завоеванию рынков в самых разных странах мира. Но если до кризиса разделение на "наших" и "не наших" было очень четким, то теперь практически все крупные международные компании, представленные на нашем рынке, производят свою продукцию в России. Так что обострение "кондитер-ской" конкуренции в любом случае идет стране на пользу.

Тенденцию к росту потребления сладостей показывают и данные исследо-вания "КОМКОН". По сравнению с первым полугодием прошлого года в круп-ных городах несколько сократилось только потребление шоколадных батончи-ков и печенья, зато все остальные категории показали приличный прирост. Особенно "отличились" наборы шоколадных конфет в коробках - рост составил 17% к первому полугодию прошлого года.

Российские производители кондитерских изделий только в этом году осоз-нали то, что западные компании поняли многие десятилетия назад: кондитер-ские изделия - товар импульсного спроса и в рыночных условиях нуждается в массированной рекламной поддержке.

Кондитерские фабрики с западным капиталом и отечественные шоколад-ные гиганты имеют совершенно разные подходы к рынку. Например, россий-ские концерны - "Красный Октябрь", "Бабаевский" - активно развивают по стране сеть своих специализированных магазинов, где продаются исключи-тельно кондитерские изделия этих фабрик.

Похожие работы на данную тему