Защита прав потребителей при перевозках

Название работы: Защита прав потребителей при перевозках

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

64 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей при оказании услуг

по перевозке 6

§1. Гражданский кодекс Российской Федерации 6

§2. Транспортные уставы и кодексы 13

§3. Закон «О защите прав потребителей» 17

Глава 2. Права и обязанности пассажиров на транспорте 20

§1. Обязанности пассажира 20

§2. Право на провоз багажа 22

§3. Право провоза детей 32

§4. Право пассажира на отказ от договора перевозки и его

приостановление и изменение 34

Глава 3. Ответственность перевозчика 38

§1. Ответственность за причинение вреда 38

§2. Ответственность перевозчика за просрочку перевозки пассажира 40

§3. Ответственность за утрату багажа 42

§4. Возмещение морального вреда 45

Заключение 52

Библиография 59

Выдержка:

Введение:

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира), поэтому в соответствии со ст.779 ГК по своей юридической сущности представляет собой возмездное оказание услуг. Ее ценность – в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.

Глава III Закона о защите прав потребителей (далее – Закон о ЗПП) закрепляет общие правила о защите прав потребителей при оказании возмездных услуг, применимые ко всем услугам. Вместе с тем услуги очень разнообразны по своему характеру и содержанию. Поэтому в Законе о ЗПП невозможно учесть особенности отдельных видов услуг. В связи с этим статья 39 Закона о ЗПП установила, что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются законом. ГК РФ в отношении договора перевозки установил аналогичное правило. Определив лишь основные положения при перевозке пассажиров и багажа, ГК РФ в остальном отослал к транспортным уставам и кодексам и иным обязательственным специальным правилам. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о значительных особенностях правового регулирования оказания потребителю транспортных услуг и актуальности исследования их регулирования.

Целью представленной дипломной работы является рассмотрение одного аспекта договорных отношений граждан с перевозчиками – защиту прав потребителей при перевозке пассажиров и их багажа.

Глава 3:

В ст. 795 ГК в п. 1 вводится норма транспортного права, направленная на повышение ответственности транспортных организаций за обслуживание пассажиров. Причем содержание статьи шире ее наименования: в ней установлена ответственность перевозчика не только за задержку отправления, но и за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения.

Ответственность перевозчика предусмотрена в форме уплаты штрафа, размер которого устанавливают транспортные уставы и кодексы. Железная дорога за задержку отправления или опоздание поезда на станцию назначения (кроме пригородного сообщения) уплачивает пассажиру штраф в размере 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда (ст. 130 ТУЖД). Аналогичная ответственность предусмотрена за задержку отправления судна или прибытия его с опозданием на внутреннем водном транспорте (за исключением перевозок по пригородным и внутригородским маршрутам) (п. 2 ст. 116 КВВТ). Размер ответственности морского перевозчика за это нарушение ограничен 50% платы за проезд пассажира (ст. 196 КТМ). За просрочку доставки пассажира в пункт назначения ВК (ст. 120) предусмотрел уплату штрафа в размере 25% МРОТ за каждый час опоздания, но не более 50% провозной платы. Однако ВК, вопреки ст. 795 ГК, не устанавливает ответственности за задержку отправления. Действующим УАТ не предусмотрена ответственность автомобильного перевозчика за нарушения, предусмотренные ст. 795 ГК. Практическая реализация правил п. 1 этой статьи требует внесения соответствующих дополнений в ВК и УАТ.

Ответственность перевозчика в силу п. 1 наступает при наличии его вины, которая предполагается. Перевозчик вправе свою ответственность оспорить, доказывая, что задержка или опоздание транспортных средств вызваны обстоятельствами, от него не зависящими.

Пассажир в случае задержки отправления транспортного средства вправе отказаться от перевозки, а перевозчик обязан вернуть провозную плату (п. 2 статьи 795), а также ст. 92 ТУЖД, ст. 100 КВВТ, п. 2 ст. 183 КТМ). УАТ связывает право пассажира отказаться от поездки и потребовать возврата платы с опозданием отправления автобуса против расписания более чем на один час (п. "а" ст. 82 УАТ).

Заключение:

Одна из задач транспорта состоит в перемещении пассажиров и их багажа. Возникающие при этом отношения оформляются договором, который носит название договор перевозки, и которому посвящена Глава 40 ГК. Но она содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных преимущественно на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В их числе: Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Устав автомобильного транспорта РСФСР, Транспортный устав железных дорог РФ (последний уже заменяется новым Уставом железнодорожного транспорта РФ).

В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Договор перевозки пассажира — двусторонний (взаимный), возмездный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза.

Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности.

Похожие работы на данную тему