Влияние семейного воспитания на личность

Название работы: Влияние семейного воспитания на личность

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

107 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 8

1.1. Стили семейного воспитания и их роль в формировании личности 8

1.1.1. Исследование семейного воспитания в отечественной и зарубежной психолого–педагогической литературе 8

1.1.2. Контакт родителей с ребёнком и его виды 22

1.1.2.1. Диалог. 22

1.1.2.2. Принятие. 24

1.1.2.3. Независимость ребенка. 26

1.1.2. Классификации стилей семейного воспитания 29

1.1.2.1. Основная классификация 29

1.1.2.1.1. Демократический стиль 29

1.1.2.1.2. Авторитарный стиль 29

1.1.2.1.3. Попустительский стиль 30

1.1.2.1.4. Преимущества и недостатки стилей 30

1.1.2.2. Дополнительная классификация 32

1.1.2.2.1. Воспитание по типу Золушки. 32

1.1.2.2.2. Воспитание постоянной опекой. 34

1.1.2.2.3. Воспитание по типу кумира семьи. 34

1.1.2.2.4. Воспитание равнодушием. 34

1.1.2.2.5. Воспитание подарками. 35

1.1.2.2.6. Воспитание доверием. 35

1.1.2.2.7. Требование оптимальной родительской позиции 35

1.2. Формирование личности под воздействием семейного воспитания 36

1.2.1. Критерии сформированной личности. Процесс формирования личности 36

1.2.2. Виды влияния родителей 37

1.2.2.1. Авторитет подавления. 39

1.2.2.2. Авторитет расстояния. 39

1.2.2.3. Авторитет чванства. 40

1.2.2.4. Авторитет педантизма. 40

1.2.2.5. Авторитет резонерства. 41

1.2.2.6. Авторитет любви. 41

1.2.2.7. Авторитет доброты. 42

1.2.2.8. Авторитет дружбы. 42

1.2.2.9. Авторитет подкупа 43

1.2.3. Ошибки в структуре стратегий семейного воспитания 43

1.2.3.1. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте 43

1.2.3.2. Воспитание и потребность смысла жизни 44

1.2.3.3. Воспитание и потребность достижения 44

1.2.3.4. Воспитание как реализация определенной системы 45

1.2.3.5. Воспитание как формирование определенных качеств 46

1.2.3.6. Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания 46

Выводы по главе 47

ГЛАВА II. СТРУКТУРА САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 49

2.1. Структура самоотношения личности 49

2.1.1. Сложности определения самоотношения 49

2.1.2. Категории, раскрывающие сущность отношения человека к себе 50

2.1.3. Изучение самоотношения в отечественной психологии 55

2.1.4. Регуляционный аспект самоотношения 57

2.1.5. Влияние самоотношения на процессы самопознания 59

2.1.6. Рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я» 62

2.2. Особенности структуры самоотношения личности 64

2.2.1. Структурные составляющие самоотношения 64

2.2.1.2. Подходы к объяснению строения самоотношения 64

2.2.1.2. Влияние подструктур самоотношения 69

2.2.2. Организация компонентов самоотношения в единую систему 73

2.2.2.1. Структурные составляющие самоотношения 73

2.2.2.2. Общий уровень итогового самоотношения 75

2.3. Дифференцированность компонентов самоотношения 77

Выводы по главе 80

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СТРУКТУРУ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 82

3.1. Диагностика влияния стиля семейного воспитания на структуру самоотношения 82

3.2. Экспериментальная программа по влиянию стиля семейного воспитания и его влияния на структуру самооценки личности 84

3.2.1. Тест «Самоотношение» 84

3.2.2. Методика «Самоотношение подростка» 90

3.3. Результаты и выводы исследования по влиянию стиля семейного воспитания на структуру самоотношения 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101

ПРИЛОЖЕНИЕ 107

Выдержка:

Введение:

Данная тема была выбрана мной потому, что в современной психологии практически нет исследований, качественно прорабатывающих тематику взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем самоотношения.

Актуальность данной тематики обоснована тем, что традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Глава 3:

Данный тест направлен на выявление индивидуального уровня развития самоотношения. Среди его плюсов можно назвать высокий уровень достоверности результатов, надёжность и достаточную доступность в проведении.

Инструкция для испытуемых: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпа¬дают результаты самовоспитания. Какие же представле¬ния об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

ЭТАП I

1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

2. Даны четыре набора слов, характеризующих по¬ложительные качества людей. Вы должны в каждом набо¬ре качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед дру¬гими. Какие это качества и сколько их каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора ка¬честв. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас ка¬чества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств — и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора иде¬альных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследова¬ния, приводим толкование этих качеств.

НАБОР КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

I. Межличностные отношения, общение.

1. Вежливость — соблюдение правил приличия, учти¬вость.

2. Заботливость — мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность — выражение подлинных чувств, прав¬дивость, откровенность.

4. Коллективизм — способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость — готовность отозваться на чужие нужды.

6. Радушие — сердечное, ласковое отношение, соеди¬ненное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь ус¬лужить.

7. Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность — чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость — умение без вражды относиться к чу¬жому мнению, характеру, привычкам.

10. Чуткость — отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность — желание добра людям, го¬товность содействовать их благополучию.

12. Приветливость — способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность — способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность — способность легко входить в об¬щение.

15. Обязательность — верность слову, долгу, обеща¬нию.

16. Ответственность — необходимость, обязанность от¬вечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность — открытость, доступность для лю¬дей.

18. Справедливость — объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19. Совместимость — умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ влияния стиля семейного воспитания на структуру самоотношения личности.

Были реализованы следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Провести вводное исследование семейного воспитания как важнейшего условия формирования личности.

3. Рассмотреть структуру самоотношения личности под влиянием стилей семейного воспитания.

4. Провести экспериментальное исследование влияние влияния стиля семейного воспитания на самоотношение.

Предметом исследования было влияние стиля семейного воспитания на структуру самоотношения.

Объектом исследования выступали подростки в возрасте 12- 14 лет (50 человек), разделённые на две численно эквивалентные группы в зависимости от диаметралей воспитания жёсткий диктат – демократичность и невмешательство. К первой группе относятся подростки, в семьях которых доминирующий стиль семейного воспитания демократический и попустительский, а группа II включает в себя детей из семей с предпочтительно авторитарным стилем воспитания.

Нами была доказана гипотеза о том, что у детей, в семьях которых доминирует авторитарный стиль, уровень самоотношения подростка будет значительно ниже, чем в семьях с демократическим и попустительским стилем воспитания.

И в заключение, подводя итоги и формулируя выводы, необходимо отметить, что в современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.

Похожие работы на данную тему