НДС по экспортным операциям

Название работы: НДС по экспортным операциям

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие и значение налога на добавленную стоимость (НДС) 5

1.1. Сущность и развитие налога на добавленную стоимость в России 5

1.2. Основные характеристики и проблемы взымания НДС. Взаимосвязь НДС с другими косвенными налогами 9

1.3. Анализ исчисления и возмещения НДС в 2003-2004 годах 15

2. Особенности исчисления и возмещения НДС по экспортным операциям 18

2. 1. Порядок исчисления и возмещения НДС при экспортных операциях 18

2.1.1. Порядок исчисления 18

2.1.2. Порядок возмещения НДС из бюджета при экспортных операциях 24

2.2. Налогообложение по ставке ноль процентов при экспортных операциях 37

2.2.1. Налогообложение по ставке ноль процентов как разновидность налоговой льготы 37

2.2.2. Товары (работы, услуги), при реализации которых применяется налоговая ставка ноль процентов 41

2.2.3. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки ноль процентов 43

2.3. Порядок подтверждения и применения налоговых вычетов 45

2.3.1. Порядок подтверждения налоговых вычетов 45

2.3.2. Порядок применения налоговых вычетов 48

3. Порядок, проблемы и перспективы изменения возмещения и исчисления налога на добавленную стоимость по экспортным операциям 51

3.1. Проценты за несвоевременный возврат налога 51

3.2. Проблемы возмещения НДС по экспортным операциям в России и за рубежом 54

3.3. Возможное совершенствование порядка возмещения НДС по экспортным операциям 61

3.4. Проблемы пресечения незаконного возмещения НДС при экспорте товаров 65

3.5. Проблема введения НДС-счетов 70

Заключение 80

Список литературы 83

Выдержка:

Введение:

Актуальность проблемы заключается в совершенствовании косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость. Данная проблема в настоящее время являются чрезвычайно актуальной для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг в т.ч. со странами СНГ и таможенного союза.

Вместе с тем, налог на добавленную стоимость получил широкое распространение в современном мире. Несмотря на то, что НДС является относительно новым налогом, он используется в качестве основной формы косвенного налогообложения в большинстве государств в разных частях света и находящихся на различных этапах экономического развития. В частности, налог на добавленную стоимость является ключевым налогом в 15 странах Европейского союза. Из стран с наиболее развитыми экономическими системами только в США и Австралия не взимают НДС на федеральном уровне (что отчасти обусловлено трудностями, связанными с введением любой новой формы налогообложения в государствах с федеральным устройством), однако обе эти страны подробно рассматривали возможность перехода к взиманию этого налога.

Все это делает актуальным основные направления совершенствования взымания налога на добавленную стоимость в России в целом, и НДС по экспортным операциям в частности, и выработку ответов на поставленные вопросы с точки зрения как теоретических аспектов косвенного налогообложения и налогового администрирования.

Глава 3:

Налог на добавленную стоимость является одним из ведущих налогов в налоговой системе России. По данным ФНС сумма поступлений НДС только за январь-март 2005 года составила 200,4 млрд. руб., что на 37,3 % больше аналогичного периода прошлого года. За 2004 год сумма поступлений НДС в федеральный бюджет составила 531,93 млрд. руб., что составляет 46 % всех налоговых доходов федерального бюджета за этот год. Вместе с тем действующий порядок взимания НДС содержит в себе внутреннее противоречие. Безусловно, НДС составляет значительную часть налоговых доходов федерального бюджета России. С другой стороны, действующая практика применения механизма возмещения НДС при совершении экспортных операций приводит к значительным потерям бюджетных средств на возмещение НДС. В 2003 году экспортеры заявили к возмещению из бюджета сумму НДС в размере порядка 283 млрд. руб. Фактически возмещено 240 млрд. руб., что на 12 % больше, чем в 2002 году. По результатам проведенных налоговых проверок отказано в возмещении налога на сумму 38,4 млрд. руб., что на 1,6 млрд. больше аналогичного показателя 2002 года. В этой связи не является допустимым наличие в рамках единого механизма взимания НДС двух противоположных тенденций, взаимно исключающих друг друга.

В целях разрешения данного диалектического противоречия можно определить возможные сценарии развития:

1. Отмена механизма возмещения НДС при совершении экспортных операций. При таком сценарии пострадают экспортеры, так как данная мера приведет к отвлечению их оборотных средств.

2. Сохранение действующего порядка возмещения НДС при совершении экспортных операций. При таком сценарии будут нарастать потери федерального бюджета на возмещение НДС.

3. Усиление налогового контроля за возмещением НДС. При данном сценарии учитываются интересы и добросовестного экспортера, и государства. ФНС России движется именно по этому направлению, методично усиливая налоговый контроль.

В настоящее время счетная палата предлагает изменить порядок возмещения налога на добавленную стоимость предприятиям-экспортерам. Потери федерального бюджета от махинаций с возвратом НДС только в 2003 году составили более 100 млрд. руб. Причем предприятия, использующие схемы минимизации налогов, действуют строго в рамках законодательного поля РФ, пользуясь исключительно отсутствием жесткого государственного регулирования в данной сфере и недостаточной прозрачностью механизма возмещения НДС. В связи с чем, по словам Панскова, государственные аудиторы внесли в правительство предложение об изменении существующего порядка возмещения налога на

Заключение:

В заключение отметим, что в настоящий момент серьезнейшей проблемой как для России, так и для ряда других развивающихся стран является проблема возмещения НДС.

Сложной проблемой для российских экспортеров является возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам продукции, реализуемой на экспорт. Это значительно сокращает для налогоплательщика положительный эффект от применения ставки в размере 0% и серьезно подрывает авторитет государственной власти, которая декларирует поддержку отечественных предприятий-экспортеров.

Практика правоохранительной деятельности показывает, что льготой по возмещению НДС часто пользуются «лжеэкспортеры», которые не занимаются реальным экспортом, а товары пересекают границу только на бумаге. Их существование очень вредит реальным экспортерам, ведь налоговая инспекция не стремиться применять индивидуальный подход к налогоплательщикам.

Ст. 176 НК РФ установлен 3-месячный срок вынесения налоговым органом решения о возмещении налогоплательщику из бюджета НДС, который исчисляется со дня представления им декларации и документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. За это время налоговый орган проводит камеральную проверку представленных документов, встречные проверки поставщиков, осуществляет запросы в таможенные и другие государственные органы. Вынося решение об отказе в возмещении НДС, налоговая инспекция часто привлекает экспортера к ответственности за занижение налогооблагаемой базы, неуплату налога и т.п., соответственно требуя уплатить суммы налога, пени, штрафы. Поэтому прежде, чем требовать возмещения НДС, необходимо в судебном порядке добиться признания недействительным такого решения.

Похожие работы на данную тему