Введение
Актуальность темы данной работы обосновывается тем, что современный этап развития экономики России выдвигает качественно новые требования к управлению конкурентоспособностью предприятий. Условия формирования рыночных отношений в России, которые характеризуются динамичностью внешней среды, снижением платежеспособности населения, обострением конкурентной борьбы, повышением уровня коммерческого риска, тяжелым финансовым положением большинства предприятий требуют поиска новых способов выживания предприятий и обеспечения их эффективного функционирования. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании управления конкурентоспособностью предприятия путем использования современных принципов менеджмента, маркетинга, обеспечения стратегического подхода к их деятельности. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения уровня конкурентоспособности предприятия является актуальным вопросом, решению которой и посвящена данная работа.
Цель этой работы заключается в том, чтобы выяснить сущность конкурентоспособности предприятия, ее значение и виды, проанализировать основные методы оценки конкурентоспособности предприятия, ознакомиться, и определить стратегии конкурентной борьбы предприятия в зависимости от целеориентации предприятия и дать рекомендации предприятиям по управлению конкурентоспособностью.
.....................
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности и конкурентной среды
1.1 Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия
Одной из основных экономических категорий современности является конкурентоспособность, что в общем выражении показывает способность к конкуренции на том или ином рынке .
Вопросу определения понятийного аппарата конкурентоспособности экономических субъектов разного уровня посвящено довольно много научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых, поэтому рассмотрение исторической ретроспективы толкования понятия «конкурентоспособность» будет уместным.
Конкурентоспособность является одной из основных категорий, широко используется в теории и практике экономических наук, выступает многоаспектным понятием, что в переводе с латинского языка означает соперничество, борьбу за достижение наилучших результатов . Для ее характеристики в теории использовались понятия: сравнительных издержек (Д. Рикардо), сравнительных преимуществ (Е. Хекшер, Б. Олин), сравнение конкурентных преимуществ, факторов управления и производительности использования ресурсов (М. Портер), конкурентного статуса фирмы (И. Ансофф) и т.д..
................