Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста

Название работы: Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Медицина, здравоохранение

Страниц:

180 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Состояние проблемы физического воспитания детей

старшего дошкольного возраста, проживающих в

условиях Крайнего Севера 8

1.1. Особенности влияния природно-климатических условий на

организм человека 8

1.1.1. Влияние климато-погодных факторов на организм человека 8

1.1.2. Адаптация пришлого населения к изменениям природно-климатических условий 13

1.1.3. Сезонная периодизация на Крайнем Севере 18

1.1.4. Особенности физического воспитания в различные сезонные периоды 23

1.2. Двигательная активность старших дошкольников и пути ее

оптимизации 27

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 42

2.1. Задачи исследования 42

2.2. Методы исследования 42

2.3. Организация исследования 50

Глава 3. Динамика двигательной активности, физической

подготовленности и физического развития детей

старшего дошкольного возраста с учетом сезонных

периодов Крайнего Севера 53

3.1. Особенности изменения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в течение учебного года 53

3.2. Особенности развития физических качеств в различные сезонные периоды у детей старшего дошкольного возраста 56

3.2.1. Характеристика сезонных периодов с учетом влияния климато-погодных факторов 57

3.2.2. Динамика показателей физических качеств детей старшего

3

дошкольного возраста в различные сезонные периоды 58

3.3. Состояние физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в различные сезонные периоды 67

3.4. Динамика показателей физического развития детей старшей и подготовительной группы в различные сезонные периоды 73

Заключение 79

Глава 4. Экспериментальное обоснование содержания программы

воспитания физических качеств детей 5-7-летнего возраста,

проживающих в условиях Крайнего Севера с учетом

влияния сезонных периодов 81

4.1. Обоснование содержания программы воспитания физических качеств детей старшей и подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения 81

4.2. Взаимовлияние физических качеств детей 5-7 лет в каждом сезонном периоде 90

4.3. Анализ эффективности экспериментальных программ воспитания физических качеств старших дошкольников 107

4.3.1. Влияние экспериментальных программ на физическую подготовленность старших дошкольников 107

4.3.2. Влияние экспериментальных программ на освоение основных движений детей старших и подготовительных групп 139

4.3.3. Динамика заболеваемости старших дошкольников, занимавшихся по экспериментальным программам воспитания физических качеств 145

Заключение 152

ВЫВОДЫ 159

Практические рекомендации 162

Список литературы 164

ПРИЛОЖЕНИЯ 183

Выдержка:

Введение:

Одним из ключевых периодов в формировании здоровья будущего поколения является дошкольный возраст. В этом возрасте, происходит активное физическое развитие ребенка, дальнейшее формирование структуры и совершенствование функции внутренних органов, что определяет уровень адаптации организма ребенка к воздействию факторов внешней среды.

Как показывают многочисленные исследования, постоянное проживание в условиях Крайнего Севера оказывает выраженное негативное действие на организм человека, в особенности детей, в том числе, дошкольного возраста (ВЛ. Бисярина, 1978; Г.В. Сендек, 1970; В.М. Андреишина с соавт., 1999; Т.И. Осокина, В.А. Чунтонова, 1981; СВ. Хрущев, 1994 и др.)

Влияние климато-погодных факторов вызывает нежелательные изменения в самочувствии человека, его настроении, снижает уровень двигательной активности и физической подготовленности, усугубляет течение болезней. К климато-погодным факторам относятся следующие показатели состояния окружающей среды: температура воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, сила и направление ветра, фотопериодизм, геомагнитные колебания и др. (А.П. Авцын, 1985; Н.А. Агаджанян, 1994; А.А. Буганов, 2000, 2002; Г.М. Данишевский, 1955, 1968; В.П. Казначеев, 1973, 1974, 1978, 1980; А.П. Милованов, 1977; Л.Е. Панин, 1978;)

Изучение научной и методической литературы показало, что в различные сезонные периоды, влияние климато-погодных факторов на физическое состояние человека не одинаково. Сезонные периоды имеют значительные различия в различных регионах Крайнего Севера. Строгой периодизации характерной для всех регионов Крайнего Севера, не обнаружено. Это даёт возможность утверждать, что сезонная периодизация недостаточно изучена и требует дополнительных исследований, особенно при построении региональных программ физического воспитания, учитывающих влияние климато-погодных факторов на организм детей дошкольного возраста.

5

В настоящее время в научной литературе достаточно объёмно представлены работы, рассматривающие возрастные особенности развития физических качеств в детском возрасте. Данному вопросу посвящены многочисленные исследования в которых авторы выявляют сенситивные (чувствительные) периоды развития физических качеств у детей (О.Г. Аракелян, 1970; В.К. Бальсевич 1986, 1987, 2000; Е.Н. Вавилова, 1970, 1971, 1973, 1983; Л.В. Волков 1984; А.А. Гужаловский, 1973, 1978, 1979, 1984; В.А. Гуляйкин, 1986; Н.В. Зимкин, 1956; А.И. Кравчук 1998 и др.). Исследования, посвященные изучению динамики двигательной активности и физической подготовленности дошкольников в различные сезонные периоды на Крайнем Севере малочисленны, и, как правило, носят фрагментальный характер.

Проблемная ситуация. В сфере физического воспитания детей дошкольного возраста сложилось противоречие между необходимостью увеличения продолжительности регулируемой двигательной активности в режиме дня дошкольного образовательного учреждения и недостаточно разработанным программно-нормативным обеспечением процесса физического воспитания; между естественным повышением и снижением уровня физической подготовленности дошкольников в годичном цикле и отсутствием исследований по вопросам организации и планирования учебного процесса с учетом влияния климато-погодных факторов в различные сезонные периоды.

Исходя из этого, актуальным становится разработка содержания программы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста с учетом сезонных колебаний климато-погодных факторов.

Глава 4:

При оценке способности к сохранению равновесия в начале эксперимента в старшей группе А нормативные требования выполнили 50% детей, в группе Б - 42%. По окончании эксперимента число детей в старших группах превышало должный показатель (см. табл.18). В освоении навыка лазания число детей, выполнивших норму, в старшей группе А в начале эксперимента составило 57%, что ниже должного показателя на 22%. По окончании эксперимента данный вид движений качественно выполнили 100% детей. В старшей группе Б число детей, выполнивших нормативные требования в лазании, за время эксперимента не изменилось и составило 88%.

Исходный показатель числа детей, выполнивших норматив в прыжках в экспериментальных группах А и Б находился на одном уровне. В обеих группах с нормативом справились 20% детей. Должный показатель составляет 70% детей, для данной возрастной группы (табл. 18). По окончании эксперимента наблюдалось значительное увеличение числа детей, выполнивших нормативные требования в прыжках. В группе А показатель составил 92%, в Б -81%. Это показывает преимущество методики старшей группы А, которая оказала более эффективное влияние на развитие основного движения «прыжок в длину с разбега».

Детей, освоивших метания, в старших группах до начала эксперимента было значительно меньше уровня норматива. В группе А количество детей, овладевших навыком метания, составило 50%, в группе Б - 33% от общего числа испытуемых. По окончании эксперимента количественный показатель детей значительно увеличился и составил в старших группа 69%.

В показателях ходьбы до начала эксперимента дети, освоившие рассматриваемый вид движений, в экспериментальной группе А значительно уступали дошкольникам группе Б, которая даже превышала нормативный уровень на 15%. По окончании эксперимента с контрольным упражнением в группе А справились 92% детей, в группе Б произошло снижение двигательной подготовленности до 94%.

142

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что двигательная подготовленность детей старших групп в значительной степени повысилась. Наибольший прирост показателей в старшей группе А в сравнении с группой Б наблюдался в освоении детьми следующих основных движений: бег, ходьба, равновесие, лазание, прыжки. В показателях освоения движений руками и ногами выявлен идентичный уровень в обеих группах. По показателям освоения метаний по окончании эксперимента наблюдался также одинаковый уровень, но прирост за время эксперимента был значительно выше в группе Б.

Изменение двигательной подготовленности детей подготовительных групп за период эксперимента в значительной степени отличалось от старших групп. Из данных табл.18, очевидно, что показатели числа детей, освоивших основные виды движений, значительно возросли за период эксперимента. Исключение составили «движения руками и ногами» в подготовительной группе Б. В данных видах произошло снижение числа детей с 95% - в начале эксперимента до 93% - после окончания в освоении движений руками; с 95% до 97% соответственно - в освоении движений ногами. В подготовительной группе Б, напротив, наблюдается повышение числа детей, освоивших движения руками и ногами. В рассматриваемых видах движений показатель детей, выполнивших нормативные упражнения за время эксперимента, увеличился на 20%.

К окончанию эксперимента 100% детей подготовительных групп овладели навыкам ходьбы. Причем, исходный уровень групп в овладении этим движением был различен. Количество детей, освоивших данный вид движения, был выше на 10% в старшей группе Б.

Исходный показатель числа детей, освоивших бег, составил в группе А -70%, в группе Б - 42%. По окончанию эксперимента детей, освоивших бег в группе А, выявлено 93%, в группе Б - 88%.

Несмотря на то что в группе А количество детей, выполнивших норматив, в процентном отношении больше, чем в группе Б, прирост значительно ниже

143 (табл. 19). Это говорит о том, что, возможно, более выраженное влияние на освоение навыка бега оказала методика физической подготовки, примененная в группе Б.

Заключение:

Результаты проведенного исследования позволили сделать ряд нижеследующих заключений.

На основании данных педагогических наблюдений выявлено, что независимо от уровня двигательной активности, у детей существуют периоды роста, спада и стабилизации продолжительности двигательной активности в течение учебного года. Исходя из этого, весь период пребывания детей в условиях Крайнего Севера в течение учебного года был разделен нами на пять сезонных периодов: первый - с 16-20.09 по 1-5.11 - «Осенний» (1,5 месяца), второй - с 06.11 по 15-20.12 - «Вход в полярную ночь» (1,5 месяца), третий — с 21.12 по 6-10.02 -«Полярная ночь» (1 месяц 20 дней), четвертый - с 11.02 по 1-5.04 - «Выход из полярной ночи» (1 месяц 25 дней) и пятый период с 6.04 по 11-15.05 - «Весенний» (1 месяц 10 дней). Выявленные сезонные периоды изменения ДА дошкольников послужили «временными рамками» для

153 проведения констатирующего педагогического эксперимента и этапами при составлении экспериментальных программ.

Анализ динамики показателей физического развития старших дошкольников позволил заключить, что климато-погодные факторы в различные сезонные периоды практически не оказывают влияния на весо-ростовые показатели старших дошкольников. Выявлен равномерный прирост показателей массы и длины тела старших дошкольников на протяжении учебного года в каждом сезонном периоде. Вместе с тем, в периоде «полярной ночи» повышаются функциональные возможности внешнего дыхания у детей старшей и подготовительной группы, что проявляется в повышении ЖЕЛ до максимального уровня за весь период исследования, причем на фоне стабилизации экскурсии грудной клетки. В периоде «входа в полярную ночь» и «выхода» из нее выявлено значительное снижение ЖЕЛ в обеих возрастных группах. В то же время, в обеих возрастных группах в эти периоды выявлено повышение показателей экскурсии грудной клетки. Исключение составили показатели старшей группы в периоде «выхода из полярной ночи», в котором наблюдается стабилизация показателей экскурсии грудной клетки. Данные изменения, по нашему мнению, носят адаптивный характер.

Вместе с тем, совершенно другая картина наблюдается при анализе динамики уровня развития физических качеств детей 5-7 лет, занимающихся по традиционной программе физического воспитания, в различные сезонные периоды учебного года. На основании тестирования определено, что на протяжении учебного года достоверно развиваются: в «осеннем» периоде в подготовительной группе - ловкость, гибкость, и быстрота; В периоде «входа в полярную ночь» в обеих группах - быстрота и скоростная сила, в старшей -ловкость и в подготовительной группе - выносливость; В периоде «полярной ночи» - только ловкость в старшей группе; В периоде «выхода из полярной ночи» в обеих группах - выносливость и скоростная сила, в подготовительной группе - ловкость, быстрота и общая выносливость; В «весеннем» периоде в старшей группе - ловкость и гибкость, но ухудшается быстрота. В

154 подготовительной группе в этом периоде ухудшается статическая сила.

Необходимо подчеркнуть, что изменение уровня развития ФК у дошкольников старшей и подготовительной групп происходит гетерохронно в различные сезонные периоды. Это показывает, что изменение уровня развития физических качеств происходит не только под влиянием климато-погодных факторов, но и возрастных особенностей дошкольников.

Похожие работы на данную тему