Стили и методы современного руководителя

Название работы: Стили и методы современного руководителя

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Научно-методологические вопросы современного руководителя 5

1.1. Определение термина «стиль руководства» 5

1.2. Теория лидерских качеств 6

1.3. Поведенческий подход к лидерству 11

1.3.1. Теория стилей Левина 11

1.3.2. Концепция типов руководства МакГрегора 12

1.3.3. Исследование Лайкерта 15

1.3.4. Исследования штата Огайо 18

1.3.5. Управленческая решётка Блэйка-Моутона 20

1.3.6. Девятнадцать категорий Гарри Юкла 24

1.4. Ситуационные подходы к эффективному руководству 28

1.4.1. Теория случайностей Танненбаума-Шмидта 28

1.4.2. Ситуационная модель руководства Фидлера 32

1.4.3. Подход «путь — цель» Митчела и Хауса 34

1.4.4. Теория жизненного цикла 36

1.4.5. Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона 37

1.5. Адаптивное руководство 39

1.6. Харизма и качества менеджера 41

Глава 2. Анализ методов и стиля управления в ООО «Меркурий» 44

2.1.Характеристика стилей управления в ООО «Меркурий» 44

2.2. Особенности современных методов принятия решений в ООО «Меркурий» 48

2.3. Недостатки используемых в ООО «Меркурий» методов и стилей руководителя 50

Глава 3. Оценка эффективности стилей и методов используемых в ООО «Меркурий» 75

Заключение 80

Список использованной литературы 83

Выдержка:

Введение:

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество иссле-дований и публикаций.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными каче-ствами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организацион-ной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влия-ние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущест-венно не силового воздействия в направлении достижения группой или организа-цией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленче-ского взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различ-ных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению об-щих целей.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с руко-водством. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и ис-точники, ее питающие. Лидерство, как специфический тип в отношении управле-ния, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаи-модействия в организации.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Ли-дер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение стилей и методов современного руководителя на предприятии ООО «Меркурий». В соответствии с целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:

Глава 3:

При формировании стилей лидерства менеджерами ООО «Меркурий» необ-ходимо придерживаться следующих направлений:

1. Диагностические меры — это сбор информации о состоянии организации или подразделений при помощи интервью, опросов, совещаний, наблюдений, оз-накомления с докумен¬тами.

2. Меры по использованию результатов обследования включа¬ют передачу членам организации информации, полученной в результате диагностических мер, и разработку планов дей¬ствий на основе этой информации.

3. Меры по обучению и повышению квалификации персона¬ла необходимы для расширения возможностей и уровня знаний. Эти меры могут относиться к техническим, испол¬нительским вопросам, к межличностным и социальным про-блемам.

4. Меры по изменению техноструктуры или структуры — это усовершенст-вования организационной структуры или про¬цедур выполнения заданий. Они оп-ределяют модернизацию действующей организационной структуры, применение ме¬тода управления по целям.

5. Консультирование по групповым процессам предназначено для того, чтобы помочь членам организации более точно воспринимать и оценивать собы-тия в их организации или подразделении и действовать соответствующим обра-зом.

6. Меры по формированию групп предназначены для повыше¬ния эффек-тивности в рабочих группах. Они могут относить¬ся к способам выполнения работ, необходимой для этого ква¬лификации, выделению ресурсов для выполнения за-даний.

7. Меры по межгрупповому взаимодействию предназначают¬ся для повы-шения эффективности взаимодействия между взаимозависимыми рабочими груп-пами, например, между сбытовым и производственным отделами.

Условия успешного выполнения программы:

1. Люди, занимающие ключевые посты в организации, должны принимать участие в проведении диагностических мер и осоз¬навать необходимость научного подхода к решению проблем.

2. Следует привлекать консультантов по вопросам поведения человека к созданию программы развития. Руководители и спе¬циалисты должны получить соответствующую подготовку, чтобы продолжить и поддержать работу по разви-тию.

3. Руководители более высокого уровня должны поддерживать работу ру-ководителей более низкого уровня по программе развития.

4. Участники должны достичь понимания того, что собой представляет раз-витие, в какой мере компоненты развития аналогич¬ны обычным мерам, с которы-ми они сталкивались, и как они помогут участникам добиться быстрого успеха в выпол¬нении программы развития.

5. Следует использовать модель исследований действием: ди¬агностирование состояния организации или подразделения, предоставление соб-ранной информации их членам, состав¬ление планов действий на основе этой ин-формации, за чем должен последовать следующий диагноз.

6. Члены рабочей группы должны принимать участие наравне с ее руково-дителем.

7. В развитии должны принимать участие сотрудники кадровой службы ор-ганизации, и при необходимости следует изменить политику и практику работы с кадрами.

8. Управление процессом OP осуществляется на основе оцен¬ки результатов. Эти результаты должны стать исходными Данными для планирования будущего участия в деятельно¬сти по развитию. Эффективность программы развития очень зависит от ситуации, к развитию следует применить ситуационный подход.

Заключение:

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разрабо-тать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структури-руя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допус-кает подчинённых к участию в решениях производственных проблем, в третьих – безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

В процессе работы над исследованиями [1-31] мы узнал, что:

1. Есть три основных подхода к пониманию сути лидерства — это подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

2. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотноше-ние между наличием конкретных личных качеств и эффективностью лидерства.

3. Поведенческий подход дал классификацию стилей лидерства — манеры пове¬дения с подчиненными — в континууме от автократичного до либерального стиля.

4. В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навя-зывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию. Предположения автократа, которые МакГрегор назвал теорией «X», не принимают во внимание способностей исполнителей. Руководитель демокра¬тичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, чьи пред¬положения МакГрегор назвал теорией «У», предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Либеральный руководитель дает подчиненным практически полную свободу.

5. Лайкерт делит руководителей на тех, кто ориентирован на работу и тех, кто ориентирован на человека. Руководитель, ориентированный на работу, забо-тится о том, чтобы спроектировать задачу на максимальную производительность и разработать систему вознаграждений для стимулирования желания работать усерднее. Руководитель, ориентированный на человека, старается оказывать вли¬яние путем улучшения человеческих отношений. Лайкерт предложил контину¬ум четырех систем (стилей) лидерства: от эксплуататорско-авторитарного до демо-кратичного стиля, того, что позволяет подчиненным участвовать в принятии решений.

Похожие работы на данную тему