Оценка кредитоспособности заемщика

Название работы: Оценка кредитоспособности заемщика

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение

Глава 1 Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сбербанком России

1.1 Кредитный портфель юридических лиц

1.2 Общие условия предоставления кредитов. Цели и режимы кредитования

1.3 Виды обеспечения

1.4 Порядок предоставления кредита

Глава 2 Анализ кредитоспособности Заемщика

2.1 Кредитоспособность клиента коммерческого банка

2.2 Зарубежные и отечественные подходы к определению кредитоспособности заемщика

2.3 Анализ долгов заемщика при определении его кредитоспособности

2.4 Модели анализа кредитоспособности заемщика

2.5 Методика оценки кредитоспособности юридических лиц Сбербанка России

Глава 3 Совершенствование методов оценки кредитоспособности заемщика. Комплексный анализ кредитоспособности

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Выдержка:

Введение:

Развитие банковского сектора в 2004 г. харак¬теризовалось положительной динамикой. Приори¬тетным направлением деятельности кредитных организаций по-прежнему остается размещение собственных и привлеченных ресурсов в ссудную задолженность.

Пропорционально увеличению объемов пре¬доставленных кредитов растут кредитные риски, результатом возникновения которых становится потеря ссудой своей справедливой стоимости, что существенным образом отражается на платежеспо¬собности кредитной организации [28, С.17].

В банковской практике управление кредитным риском является центральным направлением бан¬ковской деятельности. Кредитный риск, т.е. опас¬ность, что дебитор не сможет осуществить про¬центные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, является неотъемлемой частью банковского менеджмента. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвид¬ности банка. Кредитные риски банков являются наиболее значимыми с точки зрения потерь, понесенных банками в результате выполнения банковских опе¬раций. Концентрация кредитных рисков продолжает¬ся. Появляются новые факторы (глобализация эко¬номики, интернет-технологии, усиление конку¬ренции на рынке банковских услуг и др.), увели¬чивающие кредитные риски как отдельных банков, так и банковских систем в целом.

Это подтверждается объемом и ростом просро¬ченной задолженности по кредитам в 2003 г. по сравнению с началом года (таблица 1) [24, С.23].

Глава 3:

Во многих странах на пути развития кредитных бюро, связанных с кредитными историями физиче¬ских лиц, стояла проблема защиты частной информа¬ции о потенциальных заемщиках.

Понимание необходимости иметь в России дей¬ствующий институт кредитных историй пришло за¬долго до кризиса 1998 г., который, как известно, и помешал законодательному утверждению этого ин¬ститута.

Закон об институте кредитных историй должен описать регламент приема, передачи и обмена ин¬формацией. Деятельность бюро не должна нарушать личных прав и свобод граждан. Практикующие бан¬ковские юристы высказывают мнения, что даже в ус¬ловиях отсутствия специального закона возможно создание кредитного бюро в России: если в кредитное соглашение (договор) кредитора и заемщика (воз¬можно, и в кредитную заявку клиента) внести оговор¬ку о том, что банк имеет право или обязуется в случае нарушения заемщиком условий кредитного договора передать информацию в кредитное бюро. Таким обра¬зом, заемщик не просто сам соглашается на разглаше¬ние информации о себе, а фактически дает поручение банку. И банк, передавая негативную кредитную ис¬торию в бюро, будет исполнять обязательство, данное ему заемщиком.

Пока в России отсутствует всеобщая информаци¬онная сеть по всем предприятиям (потенциальным заемщикам) и пока предприятия будут бояться пре¬доставлять в такую сеть информации о себе, кредит¬ные риски в России будут еще очень высокие. Необ¬ходим, на наш взгляд, комплексный подход к реше¬нию указанных выше задач с привлечением законода¬тельных органов с целью создания цивилизованного рынка в России.

Работа по созданию в нашей стране отлаженной системы сбора информации о клиентах - потенциаль¬ных заемщиках еще только начинается. Первой пред¬посылкой начала создания в России бюро кредитных историй явилось формирование с апреля 1999 г. базы информации по заемщикам в рамках Генерального соглашения о взаимодействии и информационном обмене, подписанного Главным управлением Банка России по Саратовской области и 26 кредитными орга¬низациями. Банки на добровольной основе представ¬ляют информацию о тех лицах, которые получили кредит и не вернули его. либо недобросовестно его ис¬пользовали. Результатом действия этого соглашения стал значительный рост в 2001 г. объема выданных кредитов банковским сектором Саратовской области.

В настоящее время Банк России работает над формированием развитой и устойчивой банковской системы, ее соответствием принятым в международ¬ной практике подходам, прежде всего Базельским принципам эффективного банковского надзора. При¬знаком изменения ситуации в лучшую сторону, на наш взгляд, являются произошедшие в последнее время в практике управления рисками в российских коммерческих банках изменения: улучшилась иден¬тификация рисков; измерение риска стало более точ¬ным; большее внимание уделяется контролю за рис¬ками; шире используется международный опыт. Во всех крупных и в большинстве средних банков соз¬даются подразделения по управлению рисками. В на¬стоящее время основная проблема в практике внедре¬ния систем управления банковскими рисками - это адаптация к российским реалиям существующих за¬падных методик оценки рисков.

Изучение зарубежного опыта и использование его в современной отечественной банковской практи¬ке поможет снять многие проблемы российских бан¬киров [13, С.53].

Заключение:

В настоящее вре¬мя российские коммерческие банки, опираясь на собственный и зарубежный опыт, начинают уделять внимание оценке финансовых возмож¬ностей заемщика. При этом используются совре¬менные программы экспересс-анализа финан¬сового состояния предприятий, движения де¬нежных потоков. Одновременно создается ин¬формационная клиентская база, содержащая сведения о кредитной истории заемщика, его деловой репутации, состоянии счетов и т.д.

Аналитические возможности такого подхо¬да ограничены из-за отсутствия единой норма¬тивной базы, опорных (сравнительных) вели¬чин финансовых показателей в соответствующих отраслях, о чем уже было сказано выше.

Кроме того, результатом анализа кредито¬способности заемщика должно быть определение класса кредитоспособности. В настоящее время нет единого, в том числе отраслевого, классифика¬тора кредитоспособности и надежности предпри¬ятий. В развитых странах существуют рейтинги финансового состояния, надежности и креди¬тоспособности фирм, которые периодически публикуются и дают кредитору возможность пра¬вильно оценить свой риск при выдаче кредита. Наши банки действуют в этом направлении ско¬рее интуитивно, уделяя больше внимания кре¬дитной истории заемщика и его деловой репу¬тации, а не финансовым возможностям.

Таким образом, созда¬ние единой нормативной базы для определения финансового состояния предприятий (при со¬действии Минэкономразвития России, Банка России, Ассоциации российских банков) и си¬стемы периодически публикуемых рейтингов на¬дежности и кредитоспособности предприятий могли бы решить для коммерческих банков про¬блему определения кредитоспособности пред¬приятий и минимизировать риски в банковской деятельности.

Вместе с тем, необходимо совершенствова¬ние системы показателей кредитоспособности с целью создания действенной методики для расчетов интегрального показателя кредитоспо¬собности заемщика на основе формализуемых критериев. В систему показателей кредитоспособ¬ности должны входить не только величины, срав¬нительно легко рассчитываемые с помощью количественных данных, но и такие, которые могут быть описаны лишь с помощью оценоч¬ных суждений (например, характер или репута¬ция заемщика, показатели контроля).

Похожие работы на данную тему