Проблемы профессионального и личностного самоопределения детей в юношеском возрасте

Название работы: Проблемы профессионального и личностного самоопределения детей в юношеском возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..… 3

Глава 1. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в контексте идеи профильного образования.

1.1. Профессиональное самоопределение как психологический феномен…………………………………………………………………………..5

1.2. Психологические основания профессионального самоопределения старшеклассников……………………………………………………………….12

2. Изучение профессионального самоопределения старшеклассников.

2.1 Показатели и критерии профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………………….....20

2.2. Анализ показателей диагностического исследования…………………...31

Заключение……………………………………………………………………..41

Список литературы……………………………………………………………...46

Приложение.

Выдержка:

Введение:

Актуальность проблемы. Проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований [21, 102] свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни.

В современном бурно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте – в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.

Эта проблема становится особо актуальной, так как завершение учебной деятельности и вступление в трудовую жизнь требуют от лиц подростково-юношеского возраста достаточной физиологической и психической зрелости.

Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Д.И. Фельлдштейна, Л.А. Йовайша, Е.И.Головаха, С.Н. Чистяковой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очкина. В работах этих исследователей раскрыты психологические закономерности процесса профессионального самоопределения личности и возможности их реализации в системе профориентационной работы.

...........

Глава 2:

Современная психологическая наука рассматривает проблему самоопределения с точки зрения субъектного подхода. В данном подходе человек рассматривается как субъект своего жизненного пути, характеризующийся внутренней активностью, самостоятельностью и ответственностью. Применительно к проблеме самоопределения субъектные проявления человека заключаются в обращенности его сознания к поиску и задач самоопределения, средств их успешного решения.

Анализ экспериментальных исследований феномена профессионального самоопределения показал, что изучались преимущественно компоненты и проблемы самоопределения на различных этапах профессионализации с целью разработки программ обеспечения и активизации профессионального выбора. Результатом исследований явилась разработка системы профориентации, системы активизации профессионального самоопределения. Однако, несмотря на достаточно длительный опыт применения различных психотехнологий, самоопределение в профессии на сегодняшний день связано с трудностями для самоопределяющегося субъекта, особенно на этапе вхождения в профессиональную жизнь выпускником школы.

Выбор профессии — это сложнейший процесс, на течение и ре¬зультат которого влияют самые различные факторы, как внут¬ренние, так и внешние.

Сегодня существует несколько подходов к изучению самоопределения подростков.

• Традиционный сводится к выдачи самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой

• рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии (тестирование, анкетирование, опрос).

............

Заключение:

Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед любым человеком. Вопрос этот очень важен, поскольку от его решения зависит не только будущее каждого, но и будущее нашего общества.

И чтобы не ошибиться, необходимо вооружить учащихся знаниями о различных профессиях, правилах выбора профессиональной деятельности и требованиях, которые предъявляют профессии к человеку; изучить свои интересы, склонности, способности, состояние здоровья и индивидуальные особенности.

Для этого в школе должна быть разработана профориентационная работа, которая направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. Эта работа включает в себя: беседы о многообразии мира профессий, о секретах и правилах выбора профессиональной деятельности. Изучение интересов, наклонностей, мотивации выбора будущей профессии с помощью различных анкет, опросников, других методов. Знакомство учащихся с различными видами профессий и их профессиограммами, приобщение ребят к элементарным видам профессиональной деятельности в реальных производственных отношениях, формирование у них соответствующих навыков и умений, потребностей к профессиональному обучению.

Работа с учащимися ориентирована на формирование у них адекватных представлений, критичности в оценке своих личностных свойств, их значимости в проявлении для того или иного вида профессиональной деятельности.

Совершенствование всей системы профориентационной работы в школе связано прежде всего с наиболее полным использованием в целях подготовки старшеклассников к сознательному выбору профессии, возможностей учебного процесса, каждого учебного предмета, изучаемого учащимися.

..........

Похожие работы на данную тему