Сказкотерапия

Название работы: Сказкотерапия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

22 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Структура волшебной сказки 1

Работа со сказками 2

Стратегии работы со сказкой 3

Диагностика межличностных отношений с помощью сказки 5

О методике 5

Сказкотерапия: ее смысл и возможности 7

Методика опытно-экспериментальной работы 10

Констатирующий эксперимент. 15

Выдержка:

Основная часть:

Сказки - это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал, что сказка - это сон, приснившийся нации”. Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам.

А природа этих древних ритуалов связана с глубинными механизмами формирования символического поведения и образного мышления. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания.

Действие их происходит в особом пространстве - “в некотором царстве, в некотором государстве...” и закономерности их не­возможны в привычном мире - в них животные разговаривают, Баба-Яга пытается съесть мальчика, героя можно сварить в котле - и после этого он остается жив... И это рассказывается как ПОДЛИННАЯ история, а не как сравнение или метафора... То есть существует мир, который функционирует по таким правилам. Отчасти это может быть понято как правила функционирования образных структур бессознательного, либо проявления архетипического плана, но такое объяснение всегда оказывается недостаточным и остается некоторая тайна...

То, что образы сказок обращаются одновременно к двум уровням - к уровню сознания и к уровню подсознательного, причем область бессознательного представлена в большей степени, требует интуитивного чувства формы или точного знания структуры сюжета сказки при использовании ее в психокоррекционной работе.........

Для психодиагностики межличностных отношении чаще всего используются опросники и проективные методики. При применении опросниковых методов возникает проблема неискренности, так как большинству людей свойственно стремление казаться лучше, чем они о себе думают.

Кроме того, опросники ограничивают в выборе обсуждаемых проблем, так как предлагают уже готовый и общий для всех перечень вопросов, на которые предлагается дать ответ. Причем не акцентируется внимание на том, актуальна для человека обсуждаемая проблема или есть что-то более для него значимое. Существенная особенность опросниковых методов и в том, что они адресуются к осознанной информации клиента.

Сказка же по своим свойствам являет противоположность опросникам. Одна из отличительных черт сказки как диагностического инструмента состоит в том, что у детей меньше возможности искажать или утаивать информацию, так как она извлекается из бессознательного и выражается на языке метафор, а не открытым текстом.

При этом психолог не навязывает проблему для обсуждения, дети выбирают ее сами, тем самым указывая на то, что для них наиболее значимо в данное время. Большинство проективных методов ориентируются на диагностику характеристик одного человека. Это всевозможные рисуночные тес­ты: “Дом-Дерево-Человек”, “Кинетический рисунок семьи”, “Несуществующее животное” и др. Тесты с невербальным стимульным материалом: Роршаха, Люшера, Розенцвейга и др. Вербальные тесты: не­оконченных предложений, словесных ассоциаций и др.

Однако, нет широко известных проективных методик для диагностики отношений между людьми, хотя необходимость их очевидна. Правда, можно модифицировать (в части процедуры) известные “индивидуальные” методики.

Кроме ограничений, свойственных тем или иным методам психодиагностики, психолог сталкивается и с организационными трудностями. Как правило, требуется раздаточный или стимульный материал, сама процедура и обработка данных часто требует большого количества времени.

Сказка же избавляет психолога от такого рода затруднений, так как проведение диагностики возможно без стимульного материала, были бы те двое, которые будут сочинять сказку и психолог - слушающий или ведущий протокол. Время и место не существенны (в смысле методики).

Сказка выгодно отличается тем, что это почти экспресс-диагностика, позволяющая за короткое время выявить характер межличностных отношений в диаде.

Кроме того, сказка помогает наладить контакт между ребенком и психологом, что особенно важно для дальнейшей работы. ..........

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие креативности у старших дошкольников в сказке возможно, если создаются следующие условия:

1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе;

2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сказке.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

1) Выявить особенности проявления креативности у детей старшего дошкольного возраста.

2) Выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.

3) Создать специальные педагогические условия по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в сказке.

4) Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:

1) констатирующий..........

Констатирующий эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии сказки на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были определены две группы по десять человек, одна из которых в последствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.

Было необходимым провести обследование с целью выявления уровня развития и проявления творческих способностей.

Наблюдения за организацией деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей в сюжете сказки не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели и неполно воплощают замысел.

Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития. Тематика сказок однообразна. Ролевое поведение участников характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Задачи дети решают привычными способами.

Дети западают на ролевом диалоге. В сказках дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Поэтому нашей задачей на формирующем этапе исследования является развитие ролевого диалога.

В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты сказок, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами сказках, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему, продумать содержание сказки, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.......

Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не увидеть впоследствии великого поэта.

Часто на прием к психологу приходят не проблемные дети из неблагополучных семей, а, напротив, одаренные, интеллектуально развитые, которым не хватает порой элементарного житейского опыта, народной мудрости. Таким пациентам важно не просто рассказать интересный сюжет, а побудить их сделать вывод, подтолкнуть их к размышлениям. Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш накапливает некий "банк жизненных ситуаций". И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет "откладывать" знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности. .......

Похожие работы на данную тему