Музыкальный театр: Мариинский и Московский Большой театр

Название работы: Музыкальный театр: Мариинский и Московский Большой театр

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Культурология

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕАТРОВ 5

2. РЕПЕРТУАР И ТРУППА ТЕАТРОВ 12

3. ХХ ВЕК В ИСТОРИИ ТЕАТРА 15

4. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В НАШИ ДНИ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Выдержка:

Введение:

Действительно, музыка играет огромную роль в нашей жизни. Как и любой другой вид искусства, она оказывает заметное воздействие на культурную жизнь общества. Несомненно, одним из наиболее действенных воплощений музыкального искусства является музыкальный театр, который собрал в себе все достижения многовековых музыкальных и театральных традиций. В России, да и в мире огромное количество музыкальных театров. Но, пожалуй, самые известные из них – это Мариинский и Большой театры, которые, без сомнения, известны практически каждому культурному человеку. Они являлись и продолжают являться неотъемлемой частью мировой культурной жизни, играя самую заметную роль, поэтому, на мой взгляд, изучение истории создания и развития известнейших музыкальных театров всегда будет актуально.

Таким образом, целью данной работы является изучение истории Мариинского и Большого театров, их сравнительная характеристика.

У каждого своя Мариинка. Для кого-то - это огромное, магически притягательное пространство театра, неповторимая атмосфера, другой мир со своими особыми законами и пристрастиями, для кого-то - изумительные постановки, блеск мировых звезд, громкие премьеры и незабываемые события. Для меня Мариинка - это люди. Удивительные, добрые, отзывчивые, необыкновенно талантливые. Они умеют дарить радость. Ими хочется восхищаться, и возвращаться к ним снова и снова.

Минуло более 200 лет со времени возникновения Большого театра, ставшего ныне символом высокого и на всех континентах признанного Российского искусства. Под сводами Большого театра звучала музыка великих композиторов - Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина... 7 сентября 1842 года здесь прошла премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», на музыку которой сейчас положен Государственный гимн России. В 1863 году в Большом театре давал концерты Рихард Вагнер [5, с.29].

Глава 2:

Большое значение для развития исполнительской культуры имело творчество П.Чайковского. Дебюты композитора в оперной музыке - «Воевода» (1869) и балетной - «Лебединое озеро» (1877) состоялись на сцене Большого театра в Москве. Здесь получила свое настоящее рождение опера «Евгений Онегин» (1881), первая проба на большой сцене после Консерваторской постановки 1879 года; впервые увидела свет опера «Мазепа» (1884), одна из вершин оперного творчества композитора; окончательная редакция оперы «Кузнец Вакула», получившая в спектакле 1887 года новое название «Черевички». Кстати, премьера «Черевичек» в Большом театре 19 января 1887 года стала и дебютом Чайковского за пультом оперного дирижера. Памятным спектаклем в летописи театра стало первое исполнение 16 декабря 1888 года народной драмы И.Мусоргского «Борис Годунов». Первой из опер Н.Римского-Корсакова свет рампы Большого театра увидела «Снегурочка» (1893), а затем - «Ночь перед Рождеством» (1898). В том же 1898 году театр впервые показал зрителям оперу А.Бородина «Князь Игорь», а через два года любители хореографического искусства познакомились с балетом А.Глазунова «Раймонда». С расширением русского репертуара осуществлялись одновременно и постановки лучших произведений зарубежных композиторов. К ранее поставленным операм добавились «Риголетто», «Аида», «Травиата» Дж.Верди, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Кармен» Ж.Бизе, «Тангейзер», «Валькирия», «Лоэнгрин» Р.Вагнера и др. [6, с.22]

Оперная труппа театра конца XIX - начала XX века насчитывает многих выдающихся певцов. Среди славных имен прошлых лет - Евлалия Кадмина, Антон Барцал, Павел Хохлов, Надежда Салина, Иван Грызунов, Маргарита Гунова, Василий Петров и др. На сцене театра в эти годы появляются певцы, имена которых становятся вскоре широко известны не только в России, но и за рубежом - Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова.

Плодотворной была деятельность в театре Сергея Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом гениальным музыкантом. Рахманинов повысил качество звучания русской оперной классики в театре. Кстати, с именем Рахманинова связан перенос пульта дирижера на то место, где он находится сейчас, раньше дирижер стоял за оркестром, лицом к сцене.

В 1899 году в Большом театре впервые пошла «Спящая красавица». Постановка этого балета, утвердившая содружество музыки и танца в русском балетном театре, являлась началом долгой и счастливой работы в Москве хореографа, либреттиста и педагога Александра Горского. С ним работала большая группа талантливых артистов - Екатерина Гельцер, Вера Каралли, Софья Федорова, Александра Балашова, Василий Тихомиров, Михаил Мордкин, дирижер и композитор Андрей Аренде и др. Для оформления новой постановки балета «Дон Кихот» (1900) Горский впервые пригласил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, будущих великих мастеров театральной живописи. Апогеем творчества Горского стал балет «Саламбо» А.Арендса (1910). Здесь хореограф достиг гармоничного слияния музыки танца, оформления и литературной основы спектакля. Успешное развитие московского балета становится настолько очевидным, что многие петербургские мастера танца добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. На гастроли в Москву часто приезжали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Михаил Фокин и др., а в 1911 году московская труппа была приглашена в Лондон для постановки спектакля в честь Коронации Георга V [7, с.127].

С работой в Мариинском театре связаны имена замечательных русских художников, в числе которых А.Н.Бенуа, А.Я.Головин, К.А.Коровин, М.В.Добужинский, В.А.Щуко, Б.М.Кустодиев.

Заключение:

Оперное искусство не раз переживало кризис. Говорили о его закате и даже скорой кончине. Своим неожиданным взлетом в ХХ веке оно обязано Рихарду Штраусу, Бриттену и Яначеку. Пока на афише Мариинского театра их имена отсутствуют. В мире существует по крайней мере 500 опер, из которых 200 - это просто шедевры.

Что же все-таки трудней - создать театр или сохранить его уровень? Сделать рывок или удержать высокую планку? В любом случае трудней всего привлечь талантливых исполнителей. Гергиев не хочет теоретизировать. Он считает, что оценивать и сравнивать - занятие публики и критиков, а он сам должен каждый день что-то делать, не останавливаясь, потому что на нем лежит ответственность за выполнение высокой миссии Мариинского театра.

За три года новое художественное руководство в корне изменило репертуарно-творческую политику Большого театра. Для постановки оперы «Свадьба Фигаро» был приглашен режиссер из Германии Иоахим Херц, а «Богему» Дж.Пуччини поставил австрийский режиссер Фридерик Мирдита. Музыкальным руководителем и дирижером «Хованщины», поставленной Борисом Покровским, стал вновь приглашенный в Большой театр Мстислав Ростропович. Впервые за всю историю театра стали проводиться концерты на подиуме. Первым из них стал Вечер памяти Марии Каллас. На подиуме прошла премьера оперы Г.Доницетти «Люмия ди Ламмермур» и другие концерты.

В 1996 году английский хореолог Джейн Борн перенесла на нашу сцену балет Джона Кранко «Укрощение строптивой». Ярким событием года стала премьера оперы Дж.Верди «Травиата» в постановке Владимира Васильева, завершившая 221-й сезон.

Прекрасный рождественский подарок сделал Владимир Васильев всем любителям балета. 25 декабря 1996 года на сцене Большого театра была показана его оригинальная постановка балета П.Чайковского «Лебединое озеро».

1997 год также порадовал интересными новыми спектаклями. Возвратилась на сцену постановка Л.Баратова «Иван Сусанин» (1946 год), которую возобновили режиссер из Петербурга Вадим Милков и дирижер Марк Эрмлер. Георгий Ансимов совместно с дирижером Павлом Сорокиным и художником Сергеем Бархиным поставил оперу П.Чайковского «Иоланта», которая стала украшением 222-го сезона театра. 1997 год принес еще две творческие победы. Режиссер Иркин Габитов, дирижер Петер Феранец и художник Сергей Бархин создали великолепный величественный спектакль «Аида» Дж.Верди. И, наконец, настоящий подарок преподнес театру и москвичам английский режиссер сэр Питер Устинов, поставивший оперу «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева. Блистательным дебютом в Большом театре стала работа талантливейшего художника Олега Шейнциса.

Похожие работы на данную тему