Основные гражданские права

Название работы: Основные гражданские права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

27 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1. Введение. 2

2. Понятие конституционности государства. 4

3. Личные права и свободы. 7

3.1. Право на жизнь. 7

3.2. Достоинство личности. 8

3.3. Право на свободу. 12

3.4. Право на неприкосновенность частной жизни 13

3.5. Информация о частной жизни. 14

3.6. Неприкосновенность жилища. 17

3.7. Национальная принадлежность. 18

3.8. Право свободного передвижения. 21

3.9. Свобода совести 24

4. Заключение. 26

5. Литература. 27

Выдержка:

Введение:

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано?

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав , закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части этой же статьи закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические

Глава 3:

Рассматривая перспективы развития национальных отношений в Российской Федерации, нельзя забыть, что еще не завершено регулирование этих отношений в соответствии с ранее принятыми федеральными правовыми актами. В частности, отрицательно воздействуют на межнациональные отношения в Российской Федерации нерешенные проблемы, связанные с неисполнением Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" 1991 г. Это, в частности, констатируется в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов" от 15 сентября 1995 г. № 948.

Шагом в направлении развития национальных местных самоуправлений следует считать принятие Правительством Российской Федерации Постановления "О реализации региональной программы обустройства национальных сел - мест компактного проживания малочисленных народов Севера Чукотского автономного округа на 1996 год и ближайшую перспективу" (16 декабря 1995 г. № 1237). Развитие традиционных форм хозяйствования и обустройство мест проживания малочисленных народов являются реальным проявлением права народов на самоопределение и, в частности, их культурной автономии.

Представляется, что принятие решений такого рода федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации может явиться существенным вкладом в совершенствование национальных отношений в Российской Федерации и, в частности, в решение проблем репрессированных народов.

Естественно, что принятие закона о национально-культурной автономии также могло бы способствовать реабилитации этих народов.

Не реализована до сих пор на законодательном уровне ст. 69 Конституции Российской Федерации о гарантиях прав коренных малочисленных народов.

Принятый Государственной Думой Российской Федерации в ноябре 1995 г. Федеральный закон "Основы правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации" был затем отклонен Президентом Российской Федерации. Работа над этим законом должна быть продолжена, причем неотложно, поскольку перечень "традиционных" нарушаемых прав этих народов достаточно велик.

К сожалению, отношение к закону о коренных малочисленных народах отражает общее невнимание к законодательному решению национальных проблем в нашей стране.

Вместе с тем, надо отметить, что в 1995 г. принят ряд актов, затрагивающих интересы населения российского Севера. Вновь воссоздан Государственный Комитет по вопросам развития Севера и, соответственно, подверглось реорганизации Министерство по делам национальностей и региональной политике. Однако, несмотря на то, что решение проблем Севера имеет свою специфику, едва ли можно согласиться с тем, что управление этим регионом имеет столько особенностей, что может быть нарушена единая система решения региональных проблем.

В мае 1995 г. было принято постановление Государственной Думы "О кризисном состоянии экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (№ 816-1 ГД), в котором Правительству Российской Федерации предложено было рассмотреть, в частности, такие вопросы, как разработка и принятие с участием малочисленных коренных (аборигенных) народов в лице их общественных объединений (ассоциаций) федеральной государственной программы экономического и социального развития малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2000 года; определение порядка выплаты малочисленным коренным (аборигенным) народам Севера компенсаций за ущерб, нанесенный землям их компактного проживания и хозяйственной деятельности в результате отчуждения и промышленного освоения этих земель; создание системы договорных отношений Правительства Российской Федерации с территориальными объединениями общин и направление государственной поддержки национальным предпринимателям традиционного промысла.

Президенту Российской Федерации предложено рассмотреть вопросы об учреждении института уполномоченного по правам малочисленных коренных (аборигенных) народов России и о возможности внесения на ратификацию Конвенции MOT 1989 г. № 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах".

Некоторые нормативные акты были приняты государственными органами субъектов Российской Федерации. Так, Верхняя палата Парламента Республики Якутия продлила действие Постановления Верховного Совета Якутии от 25 ноября 1992 г. "Об отсрочке призыва на действительную военную службу представителей малочисленных народов Севера". Согласно документу представители малочисленных народов Севера не будут призываться на военную службу в 1995-1996 гг.

Заключение:

Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но "списывать" слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль¬шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.

Однако следует отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

Похожие работы на данную тему