Товарные ценные бумаги

Название работы: Товарные ценные бумаги

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

РЦБ, ценные бумаги

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ………8

1.1. Товарораспорядительные документы:

история правового регулирования……………………………. 8

1.2. Товарораспорядительные документы

как ценные бумаги……………………………………………… 26

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ

ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ…….. 35

2.1. Договорная функция………………………………………..35

2.2. Доказательственная функция……………………………..42

2.3. Распорядительная функция……………………………….49

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ

ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……. 52

3.1. Роль и значение классификации в праве……………….52

3.2. Особенности классификации

товарораспорядительных ценных бумаг…………………… 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………. 65

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. По всей вероятности, товарораспорядитель-ные документы (ТРД) являются в настоящее время одним из наиболее эффек-тив¬ных инструментов, которые выработала мировая торговая прак¬тика и право для обеспечения движения материальных ценностей и кредитных ресурсов в национальной и международной коммер¬ческой деятельности.

К распорядительным относятся в первую очередь документы, которые удостоверяют права в отношении определенных товаров, находящихся в про-цессе перевозки или хранения. Отсюда их раз¬деление на транспортные и склад-ские (как отмечает П.Цитович, "наконец, подобно тому, как договор перевозки может вызвать особую распорядительно-товарную бумагу, - накладную, дого-вор торговой поклажи может вызвать распорядительно-товарную бумагу, и да-же не одну, а две: варрант и товарозалоговое свидетельство") . К первым отно-сятся бор¬товой коносамент, без сомнения, классический и наиболее изучен¬ный образец этого разряда документов, небортовой коносамент, деливери-ордер, дубликат железнодорожной накладной. К склад¬ским документам, по россий-скому законодательству, причисляются простое и двойное складские свиде-тельства .

Известный российский цивилист Н. О. Нерсесов, определяя первостепен-ную роль распорядительных документов в хозяйствен¬ном обороте, справедливо отмечал, что "благодаря им облегчает¬ся возможность циркуляции товаров, на-ходящихся в движении, на пути или на хранении в товарных складах. Иногда совершают¬ся несколько сделок купли-продажи или заклада товара между ли-цами, не видавшими вовсе товара, а действующими лишь на основании тех све-дений, которые заключаются в диспозитивных бумагах" .

ГЛАВА 2

ФУНКЦИИ ТОВАРОРАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1. Договорная функция

Коммерческая операция, целью кото¬рой является купля-продажа товаров, помимо собственно переда¬чи товара также может включать в себя перевозку и хранение. Как перевозка, так и хранение представляют собой обязательства, воз¬никающие из соответствующих договоров, заключаемых с перевоз¬чиком и хранителем товара.

Сам товарораспорядительный документ, как было показано, не только доказательство заключения соответствующего договора, а представляет собой формулярный договор между владельцем то¬вара и перевозчиком или складо-держателем. Отсюда вытекает пер¬вая функция ТРД - выступать договором, права кредитора по ко¬торому в упрощенном порядке могут быть переданы дру-гому лицу.

Н. Д. Егоров понимает под договором и юридический факт, ле¬жащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязатель¬ственного правоотношения . Р. О. Хал-фина полагала, что в понятие договора помимо согласования воли двух или не-скольких лиц "дол¬жны быть включены их взаимные гражданские права и обя-занно¬сти" , что, безусловно, имеет место в случае ТРД. Е. А. Суханов видит в договоре "инструмент согласования воли субъектов эконо¬мической деятельно-сти" и считает, что "благодаря договорам между субъектами, осуществляющи-ми производственно-хозяйственную деятельность, и потребителями товаров и услуг устанавливается пропорциональность экономических процессов в усло-виях рыноч¬ного производства, ибо договоры позволяют учесть реальные по¬требности и интересы членов общества" .

Договорная природа ТРД оспаривалась некоторыми советски¬ми учеными. В отношении коносамента они утверждали, что: 1) ко¬носамент не является до-говором, а служит доказательством зак¬лючения договора , договор фактически заключается до подписа¬ния коносамента, содержащего условия такого догово-ра ; 2) коно¬самент служит доказательством наличия договора и его содержа¬ния ; 3) коносамент есть одностороннее заявление перевозчика о согласии пе-ревезти указанный в нем груз и доказательство нали¬чия договора перевозки ; 4) коносамент не является договором пе¬ревозки, а служит только свидетельством наличия договора и его содержания .

Коносамент в советское время как таковой не мог быть при¬знан формой договора перевозки. Этот вывод основывался на ана¬лизе ст. 123 КТМ СССР, в соответствии с которой после приема груза к перевозке перевозчик был обязан выдать отправителю ко¬носамент, который являлся доказательством приема пе-ревозчиком указанного в нем груза. Коносамент составлялся на основании под¬писанного отправителем документа, который, в частности, должен был содер-жать практически все условия договора перевозки, вно¬симые в коносамент. На отправителя возлагалась ответственность перед перевозчиком за все последст-вия неправильности или неточ¬ности сведений, указанных в упомянутом доку-менте. В связи с этим некоторые авторы отмечали, что коносамент не является догово¬ром перевозки, так как это односторонний документ, который со¬ставляет и подписывает только перевозчик, а представляет собой лишь доказательство заключенного сторонами договора перевозки. Так, А. Л. Маковский примени-тельно к перевозкам, осуществляе¬мым только по коносаменту, без заключения чартера, подчеркива¬ет, что "договор заключается в этих случаях с помощью двух до¬кументов: подписанного отправителем письменного объявления..., т. е. погрузочного ордера (экспортного поручения) и коносамента. Составленный отправителем погрузочный ордер содержит все наиболее существенные усло-вия предстоящей перевозки... При запол¬нении коносамента сведения, указан-ные в погрузочном ордере, пе¬реносят в коносамент. Подписывая коносамент и выдавая его от¬правителю, перевозчик тем самым выражает свое согласие с ус-ло¬виями перевозки, которые были предложены отправителем в по¬грузочном ордере. Поэтому договор перевозки должен считаться заключенным с момента выдачи грузовладельцу коносамента" .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 г.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 года

3. Транспортный Устав железных дорог (ТУЖД) от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ.

4. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.

5. ФЗ РФ «О присоединении РФ к протоколу об изменении Международ-ной конвенции об унификации некоторых правил о коноса¬менте от 25 августа 1924 года, измененной протоколом от 23 февраля 1968 года» от 6 января 1999 № 17-ФЗ

Литература

1. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. М., 2002.

2. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.

3. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 2003.

4. Бойцов Ф. С., Иванов Г. Г., Маковский А. Л. Морское право. М., 1976.

5. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие по¬ложения. М., 1998.

6. Витрянский В. В. Договор перевозки. М., 2001.

7. Гамбаров Ю. С. Добровольная и безвозмездная деятельность в чу¬жом интересе. М., 1890.

8. Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Тол¬стого. Ч. 2. М., 2003.

9. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник./ Отв. ред. проф. Е. А. Суха-нов. М., 2001.

10. Дорохов В. Я. Понятие документа в советском праве.// Правове¬дение. 1982. № 2.

11. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. М., 1999.

12. Егоров К. Ф. Правовая природа внешнеторгового коносамента. М., 1984.

13. Жудро А. К. XII дипломатическая конференция по морскому праву и международное регулирование коносаментных перевозок грузов.// Информаци-онный бюллетень Бюротранса 1038. 1968. Янв.

14. Жудро А. К.. Джавад К. X. Морское право. М., 1974.

15. Казакова Н. А. Порядок и правовые последствия переуступки век¬селей при совершении международных расчетов.// Внешняя торговля. 1987. № 7.

16. Кейлин А. Д., Виноградов П. П. Морское право. М., 1939.

17. Кокин А. С. Коносамент. Правовые аспекты. М., 1987.

18. Кокин А. С. Товарораспорядительные бумаги в торговом обороте. М., 2000.

19. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федера-ции./ Под ред. Г. Г. Иванова. М., 2000.

20. Комментарий к Международной конвенции об унифика¬ции некото-рых правил о коносаменте \\ Закон. 2000. № 6

21. Кулагин М. И. Избранные труды. Предпринимательство и право: Опыт Запада. М., 1997.

22. Либба И. П. Ответственность железных дорог за целостность груза и срочность доставки. М., 1924.

23. Либба И. П. Перевозочные документы по Уставу железных дорог СССР. М., 1924.

24. Маковский А. Л. Правовое регулирование морских перевозок гру¬зов. М., 1961.

25. Мовчановский Б., Орлов Р. Очерки советского морского торго¬вого права. М., 1931

26. Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданско-го права. М., 1889.

27. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. СПб., 1886.

28. Пугинский Б. И. Коммерческое право. М., 2000.

29. Рыкачев В. Н. Морское торговое право. М., 1928.

30. Сборник законов и распоряжений по торговому мореплаванию и пор-там./ Сост. В. В. Манжин. М., 1940.

31. Современное морское право и практика его применения. М., 1985.

32. Таль Л. С. Очерки промышленного права М., 1916.

33. Цитович П. П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001.

34. Шершеневич Г. Ф. Система тор¬говых действий. Казань, 1888.

35. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.

36. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994.

37. Шмиттгоф А. М. Экспорт: право и практика международной тор¬говли. М., 1993.

Похожие работы на данную тему