Профилактика тревожности у детей дошкольного возраста

Название работы: Профилактика тревожности у детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты изучения тревожности у дошкольников 6

1.1. Понятие тревожности и подходы к ее изучению 6

1.2. Особенности проявления тревоги у дошкольников 10

2. Психолого- педагогические возможности снижения тревожности у дошкольников 12

2.1. Психологическая помощь тревожному ребенку 12

2.2. Работа с тревожными детьми 13

2.3. Диагностика тревожности 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью и постоянными интенсивными страхами, существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило от 72 до 75 % (для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %),т.е. если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

1. Теоретические аспекты изучения тревожности у дошкольников

1.1. Понятие тревожности и подходы к ее изучению

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности и человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога» .

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающие в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить по теоретическому исследованию:

1. Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающие в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

2. Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблема метологии теории и исследования реальной личности): Акад.пед. и соц.наук; Москва психолога – соц.институт 2007.

2. Аверин Вячеслав Афранасьевич. Психология тревожности: Учебное пособие. Изд-во Михайлова В.А. 2005.

3. Акимова М.К., Берулова Г.А.Психологическая диагностика детей и подростков. Международная пед.акад. 2005.

4. Бахрах М.Психология семейных отношений 2002.

5. Большой психологический словарь. Под ред Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.

6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – Пресс, 2003.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология тревожности. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Черо, 2004.-629. – (хрестоматия по психологии).

8. Дубровина И.В. Психология: Учеб.для студентов 2002.

9. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. – 2005.

10. Кон. И.С. «Психология».

11. Крылов А. А. Психология. Учебник. / - М.: ПБОЮЛ М.Захаров 2001.

12. Мухин В.С. «Таинство детства» М., 2006.

13. Немов Р.С. Психология:Учеб.пособ. для студен. Высш.учеб. зав. Изд – М.: ВЛАДОС, 2001.

14. 14. .Психология семьи: хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородский. Самара 2002.

15. Психология. Учебник./ Под. Редакцией А.А. Крылова 2001.

16. Психология: Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. – СПб. Лидер, 2004.

Похожие работы на данную тему