Анализ и управление оборотным капиталом предприятия

Название работы: Анализ и управление оборотным капиталом предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 5

1. Теоретические и методологические основы управления формированием оборотного капитала 7

1.1. Принципы управления формированием оборотного капитала 7

1.2. Основные подходы к формированию оборотного капитала 11

1.3. Алгоритм оценки эффективности управления формированием оборотного капитала 31

2. Анализ оборотного капитала «ЧКПЗ» 38

2.1. Краткая характеристика ОАО «ЧКПЗ» 38

2.2. Анализ тенденций в процессе управления формированием оборотного капитала ОАО «ЧКПЗ» 41

2.3. Анализ показателей эффективности управления формированием оборотного капитала ОАО «ЧКПЗ» 48

3. Оптимизация управления формированием оборотного капитала ОАО «ЧКПЗ» 61

3.1. Разработка стратегии оптимизации оборотных средств ОАО «ЧКПЗ» 61

3.2. Расчет эффекта оптимизации оборотных средств 69

4. Экономическая безопасность предприятия 78

Заключение, выводы, рекомендации 89

Выдержка:

Введение:

Проблема управления оборотными средствами является одной из важнейших проблем современного предприятия. С переходом к рыночным отношениям обострилась проблема дефицита финансовых ресурсов, а потому правильное их распределение на вложение в производство (в основные и оборотные активы) и на выплату доходов работникам и собственникам приобретает достатчно высокую актуальность. Предприятия, не в полной мере владеющие управлением оборотными средствами, испытывают финансовые трудности – и это понятно – излишние запасы – это отвлеченные деньги.

Таким образом, управление формированием оборотного капитала – актуальная на сегодняший день, что и обусловило выбор темы дипломного проекта.

Объектом исследования в дипломном проекте является машиностроительное предприятие ОАО «Челябинский Кузнечно-Прессовый завод» (ОАО «ЧКПЗ»), производящий продукцию металлообработки, детали и т.п. Его можно отнести к средним по величине промышленным предприятиям.

Предметом исследования являются экономические отношения по поводу формирования оборотного капитала промышленного предприятия.

Целью исследования, поставленной в дипломном проекте, стала оптимизация алгоритма управления формированием оборотного капитала ОАО «ЧКПЗ»

Задачи, решаемые в ходе достижения цели дипломного проекта, слежующие:

- определить понятие, сущность и структуру оборотных средств;

- - рассмотреть основные направления политики управления оборотными средствами;

- описать показатели оборачиваемости эффективности оборотных средств;

- описать и рассмотреть структуру оборотных активов ОАО «ЧКПЗ», тенденции развития управления формированием оборотного капитала;

- рассмотреть динамику оборачиваемости активов ОАО «ЧКПЗ»;

- определить потребности ОАО «ЧКПЗ» в оборотных активах по группам;

- сравнить фактическое положение с нормативами;

- определить направления совершенствования управления на ЧКПЗ обортными средствами;

- рассчитать эффект от оптимизации политики управления формированием оборотного капитала.

При написании использовалась учебная и научная литература по экономике и финансам предприятия, монографии авторов, литература и публикации по управлению оборотными средствами и логистике.

В теоретической части дипломного проекта рассмотрены теоретические основы управления оборотными средствами на промышленном предпритии. Здесь определены основные подходы к формированию оборотного капитала, приведены методики определения потребностей и запасов оборотного капитала, рассмотрены основные показатели потребности в оборотном капитале и эффективности его использования.

В практической части проекта определена эффективность управления оборотными средствами в ОАО «ЧКПЗ». Здесь описаны основные тенденции формирования оборотного капитала завода, недостатки существующей системы управления оборотным капиталом. Проведен анализ структуры и динамики оборотных активов, изменения их эффективности и оборачиваемости. Так же приведены предложения по увеличению эффективности управления формированием оборотного капитала ОАО «ЧКПЗ» и рассчитан эффект от оптимизации управления.

Глава 4:

Все элементы системы защиты коммерческих секретов необходимо постоянно анализировать, для оценки ее фактического состояния, выявления недостатков и нарушений. Такой анализ должен также включать в себя моделирование вероятных каналов утечки информации, возможных приемов и способов ее несанкционированного получения конкурентами.

К числу наиболее вероятных каналов утечки конфиденциальной информации относят следующие.

1. Совместную деятельность с другими фирмами.

2. Проведение переговоров.

3. Экскурсии и посещения фирмы.

4. Рекламу, публикации в печати, интервью для прессы.

5. Консультации специалистов со стороны, получающих доступ к документации и производственной деятельности фирмы.

6. Фиктивные запросы о возможности работы в фирме, заключения с ней сделок, осуществления совместной деятельности.

7. Рассылку отдельным сотрудникам фирмы различных анкет и вопросников под маркой научных или маркетинговых исследований.

8. Частые беседы с сотрудниками фирмы, навязывание им незапланированных дискуссий по тем или иным проблемам.

Анализ системы защиты коммерческих секретов, моделирование вероятных угроз позволяет намечать - при необходимости - дополнительные меры безопасности. При этом степень их целесообразности определяется достаточно просто: затраты на обеспечение надлежащей секретности должны быть существенно меньше, чем возможный экономический ущерб.

Однако, как образно выразился один эксперт, "степень надежности любого шифра определяется не его сложностью, а неподкупностью шифровальщика". Иными словами, ключевыми фигурами систем защиты коммерческих секретов являются сотрудники фирм. Причем не только те, которые работают с закрытой информацией (хотя данная категория в первую очередь). Рядовой сотрудник, не имеющий доступа к коммерческой тайне, тоже может оказать помощь конкурентам в проведении электронного шпионажа, обеспечить условия для хищения носителей информации, для выведывания, снятия копий.

Защита персональных ЭВМ. Если персональная ЭВМ используется только одним пользователем, то важно, во-первых, предупредить несанкционированный доступ к компьютеру других лиц в то время, когда в нем находится защищаемая информация, и. во-вторых, обеспечить защиту тайных на внешних носителях от хищения. Если же персональная ЭВМ используется группой лиц, то помимо указанных моментов защиты, может возникнуть необходимость предотвратить несанкционированный доступ них пользователей к информации друг друга.

Кроме того, во всех случаях необходимо защищать информацию от разрушения в результате ошибок программ и оборудования, заражения компьютерными вирусами. Однако проведение страховочных мероприятий обязательно для всех без исключения пользователей ЭВМ и не относится непосредственно к проблеме защиты информации от конкурентов.

Для обеспечения безопасности информации используются следующие методы: средства зашиты вычислительных ресурсов, использующие парольную идентификацию и ограничивающие доступ несанкционированного пользователя; применение различных шифров, не зависящих от контекста информации.

Существуют несколько типов программных средств для защиты встроенных накопителей: защита диска от записи и чтения; контроль за обращениями к диску; средства удаления остатков секретной информации.

Таким образом, защита информации на предприятии – важная проблема экономической безопасности. В настоящее время утечка конфиденциальной информации – хищение коммерческой тайны – опаснее, чем хищение материальных активов. Поэтому предприятие должно сосредоточиться на комплексном обеспечении безопасности: защите имущества и информации.

Заключение:

Рассмотрев теоретические и методологические основы управления формированием оборотного капитала, можно сделать обобщающие выводы и заключения:

1. Оборотные активы – активы предприятия, расходуемые как правило в процессе одного финансового цикла. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла. К ним относятся запасы, остатки незавершенного производства. Фонды обращения хотя и не участвуют непосредственно в про¬цессе производства, но необходимы для обеспечения единства про¬изводства и обращения. К ним относятся готовая продукция, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность).

2. С точки зрения финансового менеджмента запасы материальных средств и готовой продукции, длительно находящиеся активы в незавершенном производстве, а так же непогашенная дебиторская задолженность – это отвлечение денежных средств предприятия. Отсюда актуальным является увеличение оборачиваемости и уменьшение величины неденежных оборотных активов без ущерба для производственного процесса. С этим связана необходимость расчета коэффициентов оборачиваемости (выявление излишков запасов оборотных активов) и нормирование (определение необходимого количества оборотных активов).

3. С процессом увеличения оборачиваемости и создания оптимальной структуры оборотных активов связано понятие политики управления оборотными активами. Управление ими имеет два направления: управление формированием оборотных активов и управление финансированием оборотных средств. Формирование оборотных активов – создание их запасов (остатков) для бесперебойности деятельности предприятия. Финансирование оборотных средств – привлечение пассивов для получения средств, вкладываемых в оборотные активы. С точки зрения политики управления имеется несколько подходов по каждому из двух направлений, которые зависят от специфики самого предприятия.

Рассмотрев систему управления формированием оборотного капитала и фактические показатели структуры, динамики и эффективности его формирования на ОАО «ЧКПЗ», можно сделать следующие выводы:

1. На протяжении рассматриваемого периода сумма оборотных средств значительно выросла, более чем в 2 раза. Темп роста оборотных средств превышает темп роста объема реализации, это говорит о неоправданном росте оборотных активов или о повышении доли непроизводственной деятельности в работе предприятия.

2. Самую большую долю в структуре оборотных активов ОАО «ЧКПЗ» составляет дебиторская задолженность. Высокое значение этой статьи актива, говорит о том, что покупатели продукции ОАО «ЧКПЗ» в силу обстоятельств и своих возможностей допускают задолженность перед своими поставщиками.

3. Дебиторская задолженность составляет около 40% всех оборотных активов.

4. Готовая продукции у предприятия также является одной из проблемных статей оборотных активов. Высокая доля готовой продукции говорит о невысоком платежеспособном спросе на продукцию предприятия. Возможно, высоки цены, а возможно продукция неконкурентоспособна на имеющихся рынках сбыта.

Похожие работы на данную тему