Структура семейных отношений и их влияние на воспитание ребенка: психодиагностический инструментарий

Название работы: Структура семейных отношений и их влияние на воспитание ребенка: психодиагностический инструментарий

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ГЛАВА 1. Теоретический анализ семьи и семейного воспитания

1.1. Постановка проблемы семейных отношений

в современной психологии………………………………………………… …..

1.2. Типы семейных отношений и их детерминанты……………………………………..

1.3. Родительские отношения и психологические проблемы в воспитании детей.

Выводы по первой главе………………………………………………………….

ГЛАВА 11. Семья как объект психологического исследования и воздействия.

2.1. Основы семейной психодиагностики …………………………………….

2.2. Психодиагностический инструментарий в работе с семьей………………

Выводы по второй главе…………………………………………………………

ГЛАВА II1. Экспериментальное изучение связи структуры семейных отношений и их влияния на воспитание ребенка

3.1. Организация, этапы и методы проведения опытно-экспериментальной работы

3.2 Анализ результатов исследования

Выводы по третьей главе

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы …………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………

Выдержка:

Введение:

За последнее десятилетие ситуация в области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждом школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от структуры семейных отношений родителей и его влияния на воспитание ребенка. А родительские отношения зависят от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которая она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, А. Е. Личко. В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Глава 3:

Уровень интернальности по всем шкалам в средних пределах, что характеризует испытуемых как достаточно зрелых людей, в большинстве случаев способных брать на себя ответственность за происходящие с ними события. Испытуемые были разделены на родителей с преобладанием конструктивного и деструктивного стиля отношения к ребенку.

К первому типу были отнесены родители с высоким уровнем принятия ребенка и с высокими показателями по шкале «Кооперация». Именно независимый, самостоятельный, зрелый человек способен на эмоциональную близость со своим ребенком. Признавая за собой право на индивидуальность, родитель уважает и индивидуальность ребенка. Этот факт подтверждает аналогичные исследования А.С. Спиваковской

( Спиваковская А.С., 2000).

Ко второму типу были отнесены испытуемые с высоким уровнем отвержения ребенка и высокими показателями по шкалам «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».

Стиль авторитарной гиперсоциализации подразумевает жесткий контроль, требование от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, неспособность родителя принять точку зрения ребенка. Лица с преобладанием ригидности и консерватизма выбирают данный деструктивный стиль. На обусловленность деструктивного стиля отношения к ребенку ригидностью родителя, заостренным чувством долга, обязательности, трудностью нахождения компромиссов указывал в своих работах и А.И. Захаров (Захаров А.И., 1998).

Часто родитель проецирует на ребенка собственную личную и социальную несостоятельность. Стараясь оградить ребенка от трудностей жизни, родитель демонстрирует то, в чем нуждается сам.

Гиперопека, которой родитель окружает своего ребенка, связана в данном случае с тревожностью и неуверенностью самого родителя. На связь тревожности и гиперопеки указывали также А. Адлер, А.И. Захаров, Г. Орвашел (Адлер А., 1998; Варга А.Я.,1986; Захаров А.И., 1998).

Конструктивные родители, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Деструктивные же родители не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

Заключение:

В настоящее время общество испытывает сложности в связи с изменением социальных ориентаций. Переход страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на структуру многих семей как малых групп, породив непривычные для них внутригрупповые изменения. В свою очередь, эти внутригрупповые изменения приводят к повышению уровня внутренней конфликтности семьи.

В связи с этим проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. В процессе работы нами были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:

1. В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «структура семейных отношений», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы.

2. Выделяют несколько типологий взаимоотношений в браке, построенные по различным основаниям в зависимости оттого, на чем сконцентрирован интерес исследователя. Работая с конкретной семьей, имеющей проблемы во взаимоотношениях, можно опираться на любую, наиболее подходящую в данной ситуации классификацию. По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: благополучные, счастливые; во-вторых, устойчивые; в-третьих, проблемные; в четвертых- конфликтные; в-пятых-социально-неблагополучные семьи.

3. Мы в своем исследовании выделяем 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Похожие работы на данную тему