Учет затрат и анализ системы калькулирования

Название работы: Учет затрат и анализ системы калькулирования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Бухучет, управленч.учет

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава I. Методологические основы учета затрат при позаказном методе…….6

1.1. Принципы учета затрат………………………………………………….. 10

1.2. Сравнительная характеристика различных методов учета затрат……. 15

Глава II. Анализ калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе……………………………………………………………………………. 36

2.1. Цели, задачи и методы калькуляции……………………………………… 36

2.2. Методы проведения анализа………………………………………………. 40

2.3. Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческих решений…………………………...45

Глава III. Учет затрат и анализ системы калькулирования себестоимости на

примере ЗАО «Издательство «Финансовый директор»………………………. 51

3.1. Принципы учета и организация учета затрат………………………………51

3.2. Анализ учета затрат и калькулирования себестоимости…………………. 70

3.3. Учетная политика как инструмент, решающий проблемы организации учета затрат позаказным методом ………………………………………………………80

Заключение…………………………………………………………………………82

Список литературы………………………………………………………………..88

Приложения……………………………………………………………………….. 91

Выдержка:

Тема данного исследования – учет затрат и анализ системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе на примере ЗАО «Издательство журнала «Финансовый директор». Актуальность темы подтверждает тот факт, что определение себестоимости печатной продукции является одним из главных вопросов организации учета в издательстве. Издательская деятельность – это «специфический вид производства, подразумевающий подготовку, а также подготовку и выпуск печатных изданий любого вида» . Целью учета себестоимости печатной продукции в издательстве является своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с выпуском и реализацией издательской продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных ее видов по каждому изданию и всей продукции в целом. В основу учета затрат положены такие принципы, как неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в течение года, правильное отнесение расходов к отчетным периодам и др. «Методология учета затрат и способы определения себестоимости изделий сформулированы в документе, называемом Учетной политикой организации, которая в течение отчетного года, как правило, должна быть неизменной» . Данные учета затрат используются для составления бухгалтерской отчетности, анализа деятельности издательства в целом и анализа результатов по отдельным названиям, видам, разделам литературы, редакциям. Определенные приемы и способы отражения и контроля издержек производства и исчисления фактической себестоимости продукции составляют метод учета затрат. Официальными нормативно-методическими документами предусмотрены позаказный, попередельный и попроцессный методы учета затрат и калькулирования.

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих частных задач:

 Исследование методической базы учета затрат при позаказном методе;

 Определение основных принципов (правил) учета затрат;

 Сравнительный анализ методов учета затрат;

 Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений;

 Практическое исследование организации учета затрат и анализа системы калькулирования на примере ЗАО «Издательство журнала «Финансовый директор».

Тема данного исследования обширно разрабатывается современными авторами, в числе которых особое место, как оказавшие наибольшее влияние на авторскую позицию, занимают Е.В. Иришина, С.А. Бороненкова, А.С. Бакаева, М.А. Вахрушина. Методическую базу исследования составляет совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих бухгалтерский учет в издательской деятельности, а именно: Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 N 1; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению от 31 октября 2000 г. N 94н; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (с последующими изменениями и с учетом решения Верховного Суда РФ от 23 августа 2000 г. N ГКПИ 00-645); Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 (с последующими дополнениями и изменениями); Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с последующими дополнениями и изменениями) и др.

Объектом исследования в данном случае является учет затрат на производство, а также вопросы калькулирования себестоимости продукции, предметом – особенности учета затрат и калькулирования себестоимости при позаказном методе.

Работа имеет традиционную структуру и содержит: вводную часть; основную часть, состоящую из трех глав, первая из которых посвящена методологическим основам учета затрат при позаказном методе, вторая – анализу калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе, третья – практическим аспектам учета затрат и анализа калькулирования в издательстве; заключение; список источников, включающий перечень нормативно-правовых актов; графические приложения.

Заключение

Определение себестоимости печатной продукции является одним из главных вопросов организации учета в издательстве. Целью учета себестоимости печатной продукции в издательстве является своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с выпуском и реализацией издательской продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных ее видов по каждому изданию и всей продукции в целом. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Для документирования операций по учету затрат применяются первичные учетные документы. Основным учетным регистром при позаказном методе калькулирования является карточка учета заказов. Эта же карточка может выполнять контрольную функцию. По ней сравнивают предполагаемые и фактические затраты на заказ, выявляются отклонения и вызвавшие их причины.

Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный методы, остальные системы калькулирования, как правило, представляют собой разновидности названных методов. Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключаются в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные. Также есть и недостаток, в частности на практике ЗАО позаказный метод не дает возможности детально рассмотреть величину транспортных расходов на каждый конкретный номер. Причины разные: удаленность регионов России, несвоевременность предоставления отчетной документации от центров доставки, в которой к тому же не указывается ни номер журнала ни его количество, а только общая сумма доставки журналов. Выход есть, это штрафные санкции за несвоевременность предоставления документации, но, к сожалению, для госучреждений, в частности Управления Федеральной почтовой службы это не имеет значения и остается другой способ – это договариваться о скидках на услуги почтовой связи.

Анализ себестоимости продукции в разрезе статей калькуляции дает возможность не только получить наиболее полную картину изменения затрат, но и разобраться, где произош¬ли отклонения и кто их виновник. Анализ себестоимости в каль¬куляционном разрезе базируется на классификации затрат по мес¬ту их возникновения независимо от экономического содержания. Именно поэтому можно установить место возникновения откло¬нения: основное производство, общепроизводственные, общехо¬зяйственные, внепроизводственные расходы.

Отчетные калькуляции дают основные сведения о производственном потреблении основных материалов, топлива, электроэнергии и заработной плате производственных рабочих. Анализ отчетных калькуляций проводится в основном по прямым материальным и трудовым затратам, так как большинство остальных статей распределяется косвенно и в аналитических целях могут быть использованы ограниченно.

Для принятия управленческих решений применяется так называемый метод балансового анализа. Он предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Бухгалтерский учет затрат издательства ведут в соответствии с основными принципами планирования, учета и калькулирования себестоимости издательской продукции, которые изложены в «Методических рекомендациях по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности», которые в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 29.04 2002 №16-00-13/03 действуют: «Учитывая изложенное, до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету».

Так как в настоящее время действует Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, а калькулирование себестоимости в издательствах очень важный и сложный процесс, необходимо как можно быстрее разрабатывать отраслевую инструкцию.

Одним из инструментов, помогающих в решении проблем организации учета затрат позаказным методом, является учетная политика предприятия.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что есть еще несколько проблем в ЗАО «Издательство «Финансовый директор» и предложить пути их решения:

1. Проблема учета возврата продукции -- это всеобщая проблема издательских домов. На нашем предприятии возврат по подписке одного номера в среднем составляет 10% от тиража, а по организациям розничной торговли 40-45% от тиража, т.е. это значительные цифры.

Кратко изложу суть проблемы:

При продаже журнала в журнале хозяйственных операций делается проводка:

Д-т счета 62 К-т счета 90,

Затем начисляется НДС в размере 10%

Д-т счета 90 К-т счета 68

Затем списывается себестоимости готовой продукции

Д-т счета 90 К-т счета 43

Проходит 1-2 месяца и происходит возврат продукции. Он подразделяется на 2 вида технический (в случает указания неправильного адреса подписчика) и от продавцов розничной сети. Если в договоре с розничным продавцом предусмотрены условия возврата (следующей записью в части непроданного тиража производиться обратный выкуп), то мы теме же проводками – сторнировочной записью, уменьшаем сумму реализованного товара.

Если же в договоре ничего не сказано про возврат, то мы должны купить непроданные журналы

Д-т счета 41

К-т счета 60, затем составить акт взаимозачета и сделать проводку на разницу:

Д-т счета 62 К-т счета 60 при этом обязательно нужно получить накладную и счет-фактуру от продавца.

На основании вышеизложенного, изучив нормативную базу, я делаю вывод, что в бухгалтерском учете отражаются уже свершившиеся юридические действия, в связи с этим ни к одной из сторон со стороны налоговых работников претензий по данной проблеме быть не должно, если в соответствии с ГК РФ и комментариями налоговых работников в договоре на поставку печатной продукции будет формулировка следующего порядка, а именно:

А) Поставщик принимает на себя обязательства осуществлять по уведомлению Фирмы обратный выкуп поставленной Поставщиком продукции по цене, указанной …., а также в сроки и процентном соотношении к общему объему (количеству) тиража каждого наименования продукции конкретного номера, указанных в …… При этом стороны рассматривают надлежащим образом оформленный возврат продукции по товарной накладной как факт совершения сделки обратного выкупа в рамках ранее совершенной сделки поставки продукции.

Б) Товарная (возвратная) накладная на продукцию возвращаемая Поставщику на условиях обратного выкупа, должна соответствовать унифицированной форме «ТОРГ – 12». Накладная должна быть подписана материально ответственными лицами, уполномоченными Сторонами на прием и передачу товарно-материальных ценностей. В установленный законом срок фирма обязана передать Поставщику счет-фактуру на возвращенную продукцию.

В) Денежные средства, причитающиеся Фирме по сделке обратного выкупа, учитываются путем уменьшения задолженности Фирмы перед Поставщиком за поставки продукции с обязательным составлением ежемесячного акта о взаимозачете, а при невозможности осуществления взаимозачета, возвращаются Фирме в течение 7 календарных дней с момента получения от Фирмы соответствующего требования. Акт о взаимозачете составляется Поставщиком.

2. Вторая проблема заключается в том, что работа бухгалтерии и отдела

дистрибуции (кто непосредственно принимает заказы от подписчиков и ведет клиентскую базу) ведется в разных компьютерных программах, соответственно есть ошибки и расхождения. Необходимо, чтобы взаимодействие этих структур было налажено и чтобы у каждого пользователя информации была возможность эту информацию внести, а не чтобы бухгалтера гадали, что за услуга оказана и когда она была произведена, если это четко не написано в акте о выполнении работ, оказании услуг. В связи с эти необходимо принятие управленческого решения о переводе всей учетной работы на единую информационную базу.

3. Не менее важная проблема состоит в документировании (документообороте) хозяйственных операций. Это то, что в соответствии с действующим законодательством издательство обязано каждому своему подписчику сделать по два экземпляра счета-фактуры и накладной, (один для себя, один для подписчика), при этом, на них должны стоять живые подписи. Это возможно, когда тираж маленький, а при тираже почти в 20 000 экземпляров ежемесячно проводить такую работу очень сложно и совсем неэффективно. Для решения данной проблемы необходимы изменения в действующее законодательство. Например, чтобы можно было ставить факсимиль на данных документах, так как объем работы очень большой.

4. Следующая проблема заключается в том, к каким расходам привязать

рекламу в каталогах. Так как в практике бухгалтерского учета существует 2 подхода: либо это текущие расходы, либо расходы будущих периодов. Что я имею в виду, заявка на рекламу в каталогах подписной компании на первое полугодие 2004 года подается в сентябре 2003 г., оплата производится в этом же отчетном периоде, первичная документация оформлена также в сентябре, значит можно списывать на с/с в сентябре, кроме того, доход от этой рекламы, в виде подписки начнет поступать сразу же. Так почему бы ее не относить к текущим расходам? В свою очередь, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами будущих периодов, являются расходы, доходы по которым будут получены в будущем, а подписная компания не заканчивается в декабре, она может продолжаться и в январе и феврале. Т.е. на мой взгляд эту рекламу можно относить к текущим расходам, так как все документы получены, а ЗАО в свою очередь относит их на расходы будущих периодов, потому что такова практика, сложившаяся в других изданиях. А также что, подписка считается авансом полученным, а доход мы получаем в момент отгрузки, хотя деньги на счет поступают сразу после рекламы. В «Методических рекомендациях» в свою очередь ничего про это не сказано, так как они были выпущены в советские времена, когда рекламы еще не было. Это еще раз доказывает, что необходимо выпускать отраслевую инструкцию, с учетом всех изменений произошедших за последние годы.

5. Проведя анализ на нашем предприятии, я считаю, что для более четкой организации учета затрат, необходимо разработать внутреннее положение об организации управленческого учета, в котором определить цели, задачи и функции каждой структуры по учету, анализу и калькулированию себестоимости по статьям и элементам. Так как ЗАО «Издательство «Финансовый директор» относительно молодая организация, в планах стоят проекты по усовершенствованию учета затрат и предложения, сделанные мной будут также рассматриваться руководством компании. К сожалению, законодательная база в России несовершенна, поэтому бухгалтера вместе с юристами будут трудиться рука об руку, чтобы не нарушить действующее законодательство, но и не работать себе в убыток.

Похожие работы на данную тему