Правовое регулирование прекращения юридических лиц

Название работы: Правовое регулирование прекращения юридических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

46 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

1. Материально-правовой институт юридического лица в российском гражданском праве……………………………….5

1.1 Понятие и признаки юридического лица…………………………..5

1.2 Образование и государственная регистрация юридического лица…………………………………………………………………...8

1.3 Классификация оснований прекращения деятельности юридического лица………………………………………………...13

2. Правовой анализ оснований прекращения деятельности юридического лица…………………........................................15

2.1 Реорганизация юридического лица……………………………….15

2.2 Ликвидация юридического лица………………………………….28

Заключение……………………………………………………..................42

Список использованных источников……………………………………45

Выдержка:

Введение:

В условиях экономических преобразований, проводимых в России, гражданско-правовые институты прекращения деятельности юридических лиц, реорганизации и ликвидации предприятий привлекают к себе все большее внимание представителей юридической науки и практики. Это обусловлено несколькими причинами.

Рыночные отношения в отечественной экономике на нынешнем этапе характеризуются активным перераспределением капитала и собственности. Юридическими формами такого перераспределения, инструментами политики приватизации выступают институты реорганизации и ликвидации предприятий. Указанные причины актуализируются в связи с расширяющейся практикой применения процедур внешнего и конкурсного управления, банкротства, продажи предприятий-должников и нерешенностью проблемы защиты имущественных интересов кредиторов.

Наконец, за годы преобразований создано обширное законодательство, регулирующее создание, деятельность и прекращение различных организационно-правовых форм юридических лиц; по-прежнему у населения сильно патерналистское восприятие государства, что привносит специфические черты в теорию и практику реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Теоретическая основа исследования сформировалась в ходе изучения и использования нормативных источников, выводов и положений, содержащихся в статьях и монографиях М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Е. А. Васильева, А. В. Бенедиктова, В. В. Витрянского, В. П. Грибанова, В. А. Дозорцева, А. Л. Маковского, М. Г. Масевич, А. В. Мицкевич, В. П. Мозолина, В. А. Рахмиловича, О. Н. Садикова, Е. А. Суханова, Б. Б. Черепахи-на, Г. Ф. Шершеневича, В. Ф. Яковлева, В. С. Якушева и других. Большой вклад в разработку этой проблемы внес С. Н. Братусь. Его основополагающие выводы о понятии и видах юридических лиц на долгие годы определили направления приложения сил ученых-правоведов. Заметный шаг вперед в регулировании процессами прекращения деятельности юридических лиц сделан принятием нового Гражданского кодекса РФ. который не только отразил совершенно новый этап в развитии отечественного гражданского права, но и вызвал необходимость научной разработки ряда сложных и интересных проблем.

Глава 2:

Во время своей работы ликвидационная комиссия должна принять решение в отношении высвобождаемых работников.

В соответствии с трудовым законодательством работники предупреждаются о предстоящем высвобождении персонально под расписку и не менее чем за два месяца до фактического увольнения.

Работа по высвобождению работников предприятия проводится путем проведения общего собрания трудового коллектива, где оглашается решение о ликвидации и разъясняются права увольняемых работников. Вместе с этим ликвидационная комиссия обязана:

- не менее чем за три месяца до фактического увольнения представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;

- не позднее чем за два месяца довести до сведения органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размере оплаты труда, а также, в случае необходимости, - его принадлежности к числу кредиторов первой очереди.

За высвобождаемыми работниками на период их последующего трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняются средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Вслед за этим ликвидационная комиссия выявляет и уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Кредиторы, которые сами имеют задолженность перед предприятием, уведомляются точно так же в письменной форме с приложением письменного соглашения о взаимозачете требований и погашении задолженности. Если кредитор отказывается от заключения подобного соглашения, необходимо применить процедуру взыскания дебиторской задолженности.

Как показывает практика, наиболее сложным в расчетах с кредиторами является урегулирование вопросов с внебюджетными фондами. Поэтому сразу после принятия решения о ликвидации предприятия ликвидационная комиссия должна обратиться в соответствующие инстанции за решением вопроса о дальнейших взаимоотношениях с предприятием, с тем чтобы завершить все расчеты с внебюджетными фондами в течение двух месяцев, пока поступают требования кредиторов. Для предъявления во внебюджетные фонды обычно требуются следующие документы:

Фонду обязательного медицинского страхования необходимы: справка из банка о наличии средств на расчетном счете на дату принятия решения о ликвидации, квартальные отчеты за последние два года, копии платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд за последние полгода;

Фонд социального страхования требует подтверждение банка о закрытии расчетного счета, а также отчет за последний перед ликвидацией год;

Фонд занятости предлагает представить отчеты за весь период существования предприятия и копии всех платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд;

в налоговую инспекцию необходимо представить всю бухгалтерскую отчетность предприятия за весь период его деятельности. Кроме того, налоговая инспекция может предложить провести независимую аудиторскую проверку с целью подтверждения отчетности ликвидируемого предприятия.

Следующий шаг ликвидационной комиссии - выявление дебиторов (должников предприятия) и принятие мер по получению дебиторской задолженности. Дебиторами обычно выступают: потребители продукции предприятия, бюджет, работники предприятия. ГК РФ не определяет порядок взыскания дебиторской задолженности при ликвидации предприятия. В рамках взыскания дебиторской задолженности предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим дебиторскую задолженность перед предприятием. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.

Заключение:

В заключение следует сказать, что проблемы прекращения деятельности юридического лица заслуживают рассмотрения хотя бы в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

На основе проделанного исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Юридические лицо в российском гражданском праве – это признанная государством в качестве субъекта права ор¬ганизация, которая обладает обособленнным имуществом, самосто¬ятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и вы¬ступает в гражданском обороте от своего имени.

2. Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта (добровольное – в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом; принудительное – по решению суда или уполномоченных государственных органов), и в зависимости от наличия правопреемства (реорганизация и ликвидация).

3. Реорганизация юридического лица проводится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (ст.57 ГК РФ). Принудительная реорганизация, в отличие от добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либо выделения, а также может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов.

Похожие работы на данную тему