Культурологическая мысль в России

Название работы: Культурологическая мысль в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Культурология

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

1.Философия культуры Освальда Шпенглера 6

3.Философия России Н.А. Бердяева. 11

4.Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда. 14

5.Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 17

6. Игровой элемент культуры Й. Хейзинга и С. Лема. 21

7. Философия культуры П. Сорокина. 23

8. Структуралистский подход К. Леви - Стросса и М. Фуко. 25

Список использованной литературы 26

Выдержка:

Введение:

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции и привлекает внимание представителей других наук: археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в двадцатом веке появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального предметного исследования культуры. Попытки обнаружить за этим номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», адекватно выразить его научными средствами- одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью» понятия культуры как «онтологического» феномена.

В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

системный, деятельностный и ценностный (аксиологический).

Согласно отечественной научной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, стремящейся выработать целостный, системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества. В границах такой методологии возникло искусственное деление целостного культурного процесса на материальный и духовный уровни. Следует отметить, что исследователи стали все меньше внимания уделять материальной культуре, сосредоточивая усилия на изучении духовной стороны культуры.

Глава 8:

Структуралистский подход в культурологии развивают К. Леви-Строс и М. Фуко. Главной проблемой культурологии Леви-Стросс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики. М. Фуко были чужды попытки старейшины французского структурализма К. Леви-Стросса прибегать к логико- математической формализации при анализе знакомых образований. Произведения Фуко строго индивидуальны по предмету, терминологии, стилю изложения.

К. Леви-Стросс и М. Фуко отвергали экзестенциалистическое философствование и психологизм, видя в истории организацию текстов. Однако «структуру» структурализма считали априорным и спекулятивным понятием, ненужным в изучении текстуальных масс.

Структуралистское кредо, помноженное на «политикоцентризм» в объяснении общества, предопределяет положительный ответ на основную гипотезу книги М. Фуко «Надзирать и наказывать». Фуко предполагает показать возникновение антропологической конфигурации нового времени в горниле политико-правовых переустройств, вызванных революцией 1789-1794 гг. Компоненты человеческого существа остаются прежними, это- тело и душа. Но изменились курирующие их социальные инстанции. Тело перемещается в центр забот власти, душа же оказывается эпифеноменом «политической технологии тела» и в качестве такового выступает в суде. Фуко резюмирует свою мысль в хлестком афоризме: « Душа- тюрьма тела».

Изучение власти в указанном ракурсе имеет непосредственно эпистемологический и даже науковедческий интерес, ведь только этот «специфический способ подчинения мог породить человека в качестве познавательного объекта для научного дискурса».

Замысел приобретает характерные для социальной критики признаки демистификации: трактуя о душе, мы спускаемся к телу, к политике его использования и подчинения.

Похожие работы на данную тему