Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования

Название работы: Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 5

1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 15

1.3. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 19

1.4. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 24

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ 30

2.1. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 30

2.2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ 35

2.3. БЮДЖЕТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 41

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ 45

3.1. НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА 45

3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ 48

3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР 53

3.4. СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89

Выдержка:

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии эко-номической структуры любого современного общества играет го-сударственное регулирование, осуществляемое в рамках избран-ной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономиче-ское и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство об-разует централизованные и воздействует на формирование децен-трализованных фондов средств, обеспечивая возможность выпол-нения возложенных на него функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную сис-тему. Государственный бюджет, являясь главным средством моби-лизации и расходования ресурсов государства, дает политиче-ской власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать раз-витие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социаль-ную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлени-ях пойдет преобразование финансовой системы общества, на-сколько бюджетная политика государства будет отвечать требо-ваниям времени.

2. Анализ бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ

2.1. Структура доходов и расходов Федерального бюджета

Федеральное законодательство предусматривает обязатель-ность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления че-рез соответствующие бюджеты.

Важный вопрос – концептуальные подходы к разграничению до-ходов и расходов консолидированного бюджета РФ между феде-ральным уровнем и субъектами РФ.

В табл. 2.1. представлено распределение доходов консолиди-рованного бюджета РФ между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в 2002-2003 гг.

Таблица 2.1.

№ Виды доходов 2002 г. 2003 г.

Консо-лидиро-ванный бюджет РФ В том числе Консоли-дирован-ный бюджет РФ В том числе

Феде-ральный бюджет Бюдже-ты субъек-тов РФ Феде-раль-ный бюджет Бюджеты субъектов РФ

Уд. вес Рост по сравне-нию с 2002 г.

1. Всего доходов 100,0 50,5 49,5 100,0 46,9 53,1 +3,6

2. Налоговые поступле-ния 100,0 46,2 53,8 100,0 42,5 57,5 +3,7

3. Неналоговые доходы 100,0 73,7 26,3 100,0 66,4 33,6 +7,3

4. Доходы целевых бюджетных фондов 100,0 74,4 25,6 100,0 71,7 28,3 +2,7

Как следует из данных таблицы, очевидна тенденция перерас-пределения доходов «в пользу» бюджетов субъектов РФ. Анализ позволяет выявить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию. Во-первых, значительная часть финансовых ре-сурсов аккумулируются в государственных внебюджетных фондах; значительно выросли затраты по обслуживанию государственного долга; велики расходы на содержание правоохранительных орга-нов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов РФ должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и про-изводственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенции); передачей объ-ектов социальной и производственной инфраструктуры приватизи-рованных и акционерных предприятий, а также предприятий воен-но-промышленного комплекса; другими причинами.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.

2. ФЗ от 26.01.99 № 42-Ф «О Федеральном бюджете на 2003 год»

3. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Рос-сийской Федерации».

4. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

5. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классифика-ции Российской Федерации»

6. Договор РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государст-венной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15.02.94

7. Закон УР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Удмуртской Республике» от 26.12.93 № 1366-XII

8. Закон УР от 27.12.99 № 1445 «О бюджетной системе Удмурт-ской Республики на 2004 год»

9. Концепция среднесрочной программы Правительства Россий-ской Федерации на 2001-2004 г.г. // Вопросы экономики, 2001, № 1.

10. Правительство Российской Федерации. Программа стабили-зации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 2002, № 7.

11. Заявление Правительства Российской Федерации о немед-ленных мерах по стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 2002 году // Финансы, 2002, № 6.

12. Об итогах исполнения федерального бюджета за 2002 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2003 г. (решение расширенной коллегии МФ РФ от 20.02.99 г.) // Финансы, 2003, № 4.

13. О финансовых основах местного самоуправления и формиро-вании бюджетов муниципальных образований в 2002 году (Решение Совета по местному самоуправлению РФ) // Финансы, 2001, № 11.

14. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2001, № 11

15. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1999-2002 г.г. // Вопросы экономики, 2003, № 2.

16. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кри-зиса и реформ. // Вопросы экономики, 2002, № 3.

17. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Изда-тельство «АСА», 2001.

18. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2003, № 5.

19. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2003, № 6.

20. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 2003, № 11.

21. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2001, № 5.

22. Петров В.А. Бюджет-99: приоритеты и финансовые механиз-мы экономического роста // Финансы, 2002, № 11.

23. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 2003, № 5.

24. Пронина Л.И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 2002, № 6.

25. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 2002, № 6.

26. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное раз-витие // Вопросы экономики, 2002, № 3.

27. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

28. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранни-кова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

29. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного ис-полнения бюджетов в России // Финансы, 2003, №№ 5,6.

30. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 2003, № 7, - М., ДиалогБанк.

31. Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 2003, № 9 - М., ДиалогБанк.

32. Экономическое развитие России в 2002 году // Вопросы экономики, 2003, № 3.

Похожие работы на данную тему