Межличностные конфликты в общении подростков

Название работы: Межличностные конфликты в общении подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения межличностных конфликтов в общении подростков 5

1.1. Определение, классификация и основные способы разрешения конфликтов 5

1.2. Особенности межличностных конфликтов в общении подростков 14

Глава II. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов в общении подростков 18

2.1. Организация и методы исследования 18

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 24

Заключение 39

Список литературы 44

Приложения 46

Выдержка:

Введение:

Подростковый возраст – время стремительных изменений в жизни ребенка, происходящих во всех сферах – меняются интересы, формируется круг общения, меняются отношения с родителями и т.д. От того, как завершится подростковый возраст, зависит дальнейшая жизнь подростка – сформируются ли необходимые навыки общения с людьми, удастся ли найти какое-либо устойчивое увлечение, какой круг общения сформируется, как будут складываться отношения с родителями.

Особенно остро в подростковом возрасте встает проблема межличностных конфликтов в общении. Подросток стремится отстоять свою позицию, обозначить свое место в мире. Данный процесс не всегда проходит гладко и часто сопровождается возникновением конфликтов. В этой связи разрешение межличностных конфликтов в общении подростков является важной и значимой задачей. Это определяет актуальность исследования.

Изучением конфликтов занимались многие ученые – В.Е. Сперанский, Б.И. Хасан, А.И. Донцов и другие авторы. Подростковый возраст изучали И.Ю. Кулагина, А.А. Реан, И.В. Дубровина, И.В. Шаповаленко и другие авторы. Отметим, что в работах данных авторов основной упор делается на описание основных характеристик подросткового возраста, но мало внимания уделяется изучению причин и особенностей протекания межличностных подростковых конфликтов. Это определяет проблему нашего исследования.

Целью работы является изучение особенностей межличностных конфликтов в общении подростков.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие «конфликт», охарактеризовать основные особенности протекания конфликтов, обозначить существующие типологии. Описать стратегии и стили поведения в конфликтной ситуации, а также методы разрешения конфликтов.

Глава 2:

Таким образом, наблюдается очень слабая прямая взаимосвязь между сотрудничеством и независимостью, принятием борьбы и избеганием борьбы; компромиссом и зависимостью, необщительностью и избеганием борьбы, избеганием и общительностью. Наблюдается очень слабая обратная взаимосвязь между сотрудничеством и зависимостью, компромиссом и независимость, общительностью и принятием борьбы. Данные взаимосвязи не достигают уровня статистической значимости. Наблюдается слабая взаимосвязь между соперничеством и необщительностью, избеганием борьбы, избеганием и принятием борьбы. Данные взаимосвязи не достигают уровня статистической значимости.

Наблюдаются прямая умеренная взаимосвязь между соперничеством и независимостью, общительностью; приспособлением и необщительностью. Взаимосвязь между соперничеством и независимостью является значимой на уровне значимости p<0,05. Остальные взаимосвязи не достигают уровня статистической значимости. Это означает, что чем выше уровень независимости, тем чаще проявляется стратегия соперничества. Обратная умеренная взаимосвязь наблюдается между соперничеством и зависимостью; сотрудничеством и необщительностью, избеганием и независимостью; приспособлением и независимостью, общительностью и принятием борьбы. Обратные взаимосвязи между избеганием и независимостью, приспособлением и независимостью являются статистически значимыми на уровне значимости p<0,05. Остальные взаимосвязи не достигают уровня статистической значимости. Таким образом, чем выше уровень независимости, тем реже проявляется стратегия избегания; чем выше уровень независимости, тем реже проявляется стратегия приспособления.

Прямая взаимосвязь средней интенсивности наблюдается между соперничеством и принятием борьбы; сотрудничеством и общительностью; избеганием и зависимостью и избеганием борьбы; приспособлением и зависимостью и избеганием борьбы. Данные взаимосвязи являются статистически значимыми на уровне значимости p<0,05. Это означает, что чем выше уровень принятия борьбы, чем чаще проявляется стратегия соперничества; чем выше уровень общительности, тем чаще проявляется стратегия сотрудничества; чем выше уровень зависимости и избегания борьбы, тем чаще проявляется стратегия приспособления.

Выводы

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Стратегия поведения в конфликтной ситуации обуславливается статусом индивида в группе: ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации, в группе, получившей наибольшее количество выборов по параметру личной симпатии, является стратегия сотрудничества, в группе, получившей меньшее количество выборов – приспособление.

2. Стратегия соперничества напрямую взаимосвязана с уровнем агрессивности - чем выше уровень агрессивности, тем более выражена стратегия соперничества.

3. Стратегия соперничества напрямую связана с уровнем независимости и принятием борьбы - чем выше уровень независимости и принятия борьбы, тем чаще проявляется стратегия соперничества.

4. Стратегии избегания и приспособления обратно взаимосвязаны с уровнем независимости - чем выше уровень независимости, тем реже проявляются стратегии избегания и приспособления.

5. Стратегия приспособления напрямую связана с уровнем зависимости и избегания борьбы - чем выше уровень зависимости и избегания борьбы, тем чаще проявляется стратегия приспособления.

6. Стратегия сотрудничества напрямую связана с уровнем общительности - чем выше уровень общительности, тем чаще проявляется стратегия сотрудничества.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.

Заключение:

Наше исследование посвящено изучению межличностных конфликтов в общении подростков.

В психологическом словаре понятие «конфликт» трактуется как «актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов».

Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко отмечают ряд обязательных признаков, характерных для конфликта: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта).

Существуют несколько типологий конфликтных ситуаций. Наиболее известной из них является разделение конфликтов на: внутриличностные; межличностные; межгрупповые; конфликт «личность—группа».

Разрешение конфликта может быть описано с помощью таких основных категорий, как факторы сложности, модели, типы, формы, способы и дисфункции поведения. Основными стратегиями разрешения конфликтов являются: закрытие вопроса, силовое давление, сглаживание противоречий, «движение навстречу», уход от конфликта.

К.Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс.

Подростковый период — переходный период от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.

В подростковом возрасте происходят изменения в организме и психике ребенка, являющиеся следствием полового созревания, существенно меняются интересы.

Подростковое общение включает в себя две противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). В подростковом возрасте происходят изменении в общении подростков и взрослых – родителей, учителей. Общение со взрослыми, также как и общение со сверстниками противоречиво – подросток одновременно настаивает на признании равенства своих прав со взрослыми и в то же время остро нуждается в помощи, поддержке и оценке взрослого.

Основными причинами семейных конфликтов являются: выбор одежды, причесок, выбор друзей, круг общения, частота посещений дискотек, поздние приходы домой, ухудшение успеваемости в школе.

Конфликты с родителями возрастают, если подросток демонстративно выражает неуважение к родителям, ссорится с ними, отказывается от общения.

Основной причиной возникновения конфликтов между сверстниками является: у мальчиков – борьба за лидерство, успехи в интеллектуальных областях, у девочек – за успех у представителей противоположного пола.

В нашем исследовании приняло участие 20 человек – учеников шестого класса одной из московских школ – 10 девушек и 10 юношей. Возраст 14-ти испытуемых – 13 лет, 6-ти испытуемых – 14 лет.

В результате методики «Социометирия» по параметру выбора партнера для написания контрольной наибольшее количество выборов получили Гречко Андрей и Милюков Глеб. Далее следуют – Катков Денис, Малышева Екатерина, Сабаева Виктория, Катков Павел и Сорокин Владислав. На третьем место по количеству выборов оказались – Князева Ксения, Милюков Егор, Самедов Камиль, Сыщикова Александра, Волосатов Олег, Данилова Алена, Дмитриева Ксения, Ковылина Екатерина и Соляр Анастасия. Испытуемыми, не получившими ни одного выбора являются: Голышев Илья, Иванова Ольга, Левченко Екатерина и Фроленков Кирилл.

Похожие работы на данную тему