Управление конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия

Название работы: Управление конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

150 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 3

1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия 10

1.1 Экономическое содержание и составляющие конкурентоспособности продукции 10

1.2 Характеристика методических подходов к оценке конкурентоспособности продукции 26

1.3 Обоснование системного подхода к управлению конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия 42

2 Анализ конкурентоспособности продукции предприятий светотехнической промышленности 56

2.1 Анализ современного состояния рынка светотехнической продукции 56

2.2 Исследование практики обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий светотехнической промышленности 75

2.3 Оценка влияния конкурентоспособности продукции на финансовые результаты деятельности светотехнических предприятий 99

3 Разработка системы управления конкурентоспособностью светотехнической продукции 107

3.1 Разработка методики оценки конкурентоспособности продукции 107

3.2 Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции 127

3.2 Разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции 150

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования. Переход российской экономики на рыноч¬ные механизмы регулирования обусловил становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие субъ¬ектов хозяйствования. Практика рыночных реформ показала, что большинство хо¬зяйствующих субъектов отечественной экономики оказались не готовыми к цивили¬зованным формам и методам конкурентной борьбы. Диагностика финансово-экономического состояния отечественных предприятий позволяет констатировать, что среди ряда причин неплатежеспособности на первом месте стоит низкая конку¬рентоспособность продукции по качеству, ассортименту, цене, дизайну, что привело к вытеснению с российского рынка отечественной продукции. Вместе с тем, конъ¬юнктурная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расшире¬нием границ рынка и вовлечением в него западных фирм. В сложившихся условиях положение осложняется тем обстоятельством, что зарубежные партнеры, с которы¬ми конкурируют российские предприниматели, уже имеют богатый опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Однако прямое использование этого опыта на рос¬сийских предприятиях часто затруднено из-за их уникальности, отсутствия универ¬сальных систем конкурентного поведения на рынке.

Выход из сложившегося положения возможен лишь в результате создания конкурентоспособного производства, способного приспосабливаться к быстро ме¬няющимся условиям рынка и предлагать потребителям конкурентоспособные това¬ры. В этом смысле конкурентоспособность является одним из необходимых условий нормального функционирования отечественных предприятий в современных экономических условиях.

Руководителям предприятий необходим инструментарий, позволяющий про¬водить мониторинг способности предприятия к конкурентной борьбе. В качестве такого инструментария должна выступать система оценки и управления конкурен¬тоспособностью продукции.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования и ее прак-

3

тическая значимость обусловлена недостаточной теоретической проработанностью и практической необходимостью изучения основ конкурентоспособности продукции и вопросов управления ею.

Степень изученности проблемы. Изменениям, происходящим в рассматривае¬мой сфере, уделено достаточное внимание в научных работах различных авторов. В то же время делаются лишь отдельные попытки анализа вопросов управления кон¬курентоспособностью продукции и методики ее оценки. Некоторые аспекты данных проблем изучаются в трудах отечественных ученых - Г.Л. Азоева, О.В. Аристова, Т.М. Ахмадалиева, А.К. Буяльской, И.Н. Герчиковой, В.Е. Голубкова, П.С. Демидо¬ва, А.И. Литвиненко, Э.С. Минаева, В.П. Панагушина, В.В. Салия, М.А. Татьянчен-ко, P.M. Тихонова, Н.И. Шайдуровой, А.Ю. Юданова.

Глава 3:

Реструктуризация, направленная на повышение эффективности функциониро¬вания и обеспечения конкурентоспособности светотехнических предприятий и вы¬пускаемой ими продукции, также может быть проведена на базе выделения отдель¬ных подразделений, притом, что функциями внутри одного из них могут быть мар¬кетинг, разработка продукции и технологических процессов, снабжение, непосред¬ственно производство продукции, сбыт. Самостоятельное подразделение объединяет все функции и виды деятельности, необходимые для разработки конкурентного производства и эффективной реализации продукции, что позволяет руководителям быстро реагировать на потребности покупателей и на изменение ситуации во внеш¬ней рыночной среде. Такое подразделение отвечает за результаты своей деятельно¬сти, при этом эффективность его и достигнутые результаты четко отражаются в производственной и финансовой отчетностях предприятия.

Подобное выделение производственных единиц по выпуску основных видов товаров необходимо осуществлять в результате анализа конкурентоспособности продукции, что позволяет учесть требования рынка для повышения конкурентоспо¬собности продукции, а также инвестиционной привлекательности этого производст¬ва для российских и иностранных инвесторов. Такой подход позволяет концентри¬ровать высвобождаемые денежные средства и далее, исходя из общей стратегии, вкладывать их в развитие производства и его диверсификацию, т.е. пускать на соз¬дание производства новой продукции. В результате будет происходить не простое автоматическое перераспределение финансовых средств от приносящих прибыль подразделений к аутсайдерам, а нужное развитие обеспечивается корпоративным

167

руководством, исходя из интересов работы и развития предприятия.

Производство неконкурентоспособной продукции может быть выделено в другую бизнес-единицу, главная цель которой - доведение ее до жизнеспособного состояния при снижении издержек с последующим выходом на конкурентоспособ¬ный уровень. Следовательно, основными принципами разделения на бизнес-единицы являются: разные рынки и потребители; разное техническое, технологиче¬ское и финансовое состояние производства продукции; разная степень конкуренто¬способности производств и товаров; разная степень инвестиционной привлекатель¬ности; разный уровень качества продукции.

В связи с этим, организационная структура управления предприятием должна быть такой, чтобы работа основного и выделяемого производства была сфокусиро¬вана на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Система управления предприятием и организационная структура должны соответствовать стратегии реструктуризации. Поэтому изменение стратегии требует изменения ор¬ганизационной структуры и системы управления, следовательно, между ними долж¬но быть обеспечено динамическое равновесие.

Таким образом, современная стратегия обеспечения конкурентоспособности светотехнической продукции должна учитывать множество факторов. Поэтому для обеспечения качественного управления на предприятиях ассоциации «Российский свет» должны быть разработаны перспективные субстратегии в области конкурен¬тоспособности продукции, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. Субстратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главная задача состоит в обеспечении предприятию определенных рыночных преимуществ перед конкурентами. Как показывает практика, в области современного менеджмента это, в первую очередь, способность служб аппарата управления своевременно и точно оценивать состояние конкурентной среды, сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности, которые предоставляет производст¬ву рынок, а также оперативно и адекватно реагировать на изменение в поведении потребителей, их вкусов и предпочтений. Непрерывный мониторинг конкурентной

Заключение:

В условиях развития в России рыночных отношений борьба за потребителя на внутреннем и внешних рынках требует разработки и производства конкурентоспо¬собной продукции. В этой связи предприятиям необходим инструментарий для при¬нятия эффективных управленческих решений в области конкурентоспособности продукции. В качестве такого инструментария должна выступать система управле¬ния созданием, изготовлением и реализацией не просто качественной, а именно конкурентоспособной продукции.

Исследование теоретических аспектов конкурентоспособности продукции по¬зволяет констатировать, что в экономической науке известно большое количество различных определений конкурентоспособности продукции. Наиболее точным и приемлемым является определение, данное О.В. Аристовым. В этой связи под кон¬курентоспособностью продукции понимается совокупность свойств продукции (по¬требительских и стоимостных) и системы ее поддержки при реализации и использо¬вании по назначению, которая обеспечивает ее соответствие реальным и потенци¬альным запросам определенных потребителей в определенный период и отличает ее от продукции конкурентов. Конкурентоспособность может быть определена только в результате сравнения изделия с другим товаром и, следовательно, является отно¬сительным показателем. По своей сути она отражает отличие продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Причем, конкурен¬тоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупате¬ля оптимальным образом.

Анализ и систематизация существующих подходов к определению состава факторов конкурентоспособности продукции дает возможность заключить, что кон¬курентоспособность продукции определяется большим количеством взаимосвязан¬ных факторов. Предложенная классификация составляющих конкурентоспособно¬сти продукции включает потребительские, экономические и организационные фак¬торы. В данной классификации системно отражены все основные факторы конку¬рентоспособности продукции. Использование предложенной классификации позво¬лит при проведении практических исследований составлять более полный перечень

170

факторов конкурентоспособности продукции и получать наиболее точную оценку, а, следовательно, получать информацию для управления уровнем конкурентоспособ¬ности продукции.

Похожие работы на данную тему