Развитие платных услуг библиотек

Название работы: Развитие платных услуг библиотек

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение…3

Глава 1. Теоретические аспекты платности библиотечных услуг…6

1.1 Основные понятия услуги и продукции библиотек…6

1.2 Особенности ценообразование и ценовой политики

библиотечной продукции и услуг…12

1.3 Специфика библиотечного маркетинга в условиях

рыночной экономики…20

Глава 2. Оценка развития сферы платных услуг в ЦГБ

им А.П. Чехова г. Читы за 2003-2005 гг…27

2.1 Общая характеристика деятельности библиотеки…27

2.2 Анализ бюджетных источников…34

2.3 Анализ внебюджетных источников…39

2.4 Анализ развития платных услуг…41

Глава 3. Разработка стратегии расширения сферы платных услуг…47

Заключение…59

Список литературы…62

Приложения…66

Выдержка:

Введение:

Практика оказания платных услуг в библиотеках ведется сравнительно недавно. В начале 1990-х гг. они спонтанно возникли в самых передовых учреждениях культуры как единственно возможное в условиях экономических преобразований средство выживания библиотек и занятых в них работников. В то время государство в очередной раз предоставило своим верным служителям право заботиться о своем выживании самостоятельно и в качестве компенсации за свое невмешательство в этот процесс позволило бюджетным организациям самим решать значительную часть финансовых вопросов, зарабатывать деньги собственными силами и распоряжаться ими преимущественно по своему усмотрению.

В рамках данной проблемы наиболее актуальны вопросы необходимости

библиотек наращивать объемы платных услуг населению, изыскивать иные внебюджетные источники финансирования. Для достижения этой цели маркетинг предполагает изучение потребностей спроса, рыночной конъюнктуры и направление на создание, продвижение и сбыт печатной продукции и услуг, привлекательных для потребителя.

В моей дипломной работе данные вопросы освещены на примере оценки развития платных услуг городской библиотеки г. Читы.

Проблема платных услуг широко обсуждается еще с 1990-х годов на страницах специальной литературы, в трудах М.Я. Дворкиной, В.К. Клюевым, Н.П. Аббакумовой, Е.М. Ястребовой и др. Представленный в работе материал анализирует и обобщает теоретический и практический опыт платного обслуживания за последние годы.

Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение внебюджетных источников финансирования библиотеки и факторов влияющих на этот род деятельности.

В задачи исследования входит:

Глава 3:

Проведенные расчет стоимости услуг как аренда компьютера и подключение к сети Интернет, доказывают что эти услуги экономически выгодны. Активно совершенствуя структуру библиотечного обслуживания с последовательным переводом традиционного справочно-поискового аппарата библиотеки в электронную форму, с использованием информационных массивов, доступных пользователю посредством телекоммуникаций библиотечное обслуживание приобретает иные черты.

Теоретически обосновано и многократно практически доказано, что наличие того или иного спроса основывается на двух критериях: доступность, замены и важность потребности.

Когда потребитель – пользователь считает, например, что существует много аналогичной библиотечно-информационной продукции \ услуг, из которых можно сделать выбор и нет срочности в их получении, то спрос является эластичным и напрямую зависит от изменений в цене. Увеличение цен может привести к выбору альтернативных (в том числе близких по содержанию, свойствам) библиотечно-информационных продуктов, либо вообще к отказу на определенное время от этого вида обслуживания.

И наоборот, снижение цен будет способствовать в данной ситуации увеличению объему реализации, отвлечению потребителей от конкурентов.

Если потребитель – пользователь знает, что предложения библиотеки уникальны или у него существует острая необходимость в приобретении определенного библиотечно-информационного продукта, то спрос будет неэластичен и изменения цены повлияют на него (отразятся на нем) незначительно. Так, при необходимости срочного выполнения дальнейшей работы обратившегося за информацией пользователя, он заплатит за эту информацию больше, чем тот, у кого есть время и возможность для самостоятельного длительного фактографического поиска.

Следует также иметь в виду, что эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен одной и той же продукции / услуги. При завышенных ценах реализация традиционных библиотечно-информационных продуктов падает, при заниженных – спрос на них становится невозможно долго стимулировать, ток как рынок быстро насыщается.

Из приведенного выше анализа маркетинга платных услуг можно сделать вывод, что выполнение плана платных услуг и пополнение дополнительными средствами бюджета библиотеки возможно при:

– расширении спектра оказываемых услуг;

– повышении комфортности библиотечного обслуживания;

– пополнении материально-технической базы библиотек;

– экономической заинтересованности работников библиотеки.

Заключение:

За последние годы значительно вырос интеллектуальный потенциал не только молодежи, но и людей среднего поколения, и пенсионеров. Нужны новые знания, новые книги, значит, и дополнительная финансовая поддержка. Сегодня речь идет не о выживании, а о том, что нужно интереснее жить и активнее работать. С1990-х годов библиотеки начали оказывать платные услуги. Но в действующем законодательстве очень много противоречий. Нет документов, регламентирующих оплату услуг, не ясны параметры их налогообложения. Платные услуги пользуются все большим и большим спросом. Растет выручка библиотек. Заработанные деньги идут на развитие самих библиотек, что дает возможность пользоваться современными методами обслуживания читателей, МБА, Интернетом и т.д.

Внебюджетные доходы нельзя рассматривать в качестве источника благосостояния организаций культуры, так как они являются дополнительным источником финансирования. Дополнительные платные услуги необходимо рассматривать в качестве варианта целесообразной экономической деятельности библиотеки в условиях вхождения в рыночные отношения.

В период с 2003 по 2005 годы в библиотеке им. А.П. Чехова увеличение цен произошло лишь на услуги ксерокопирования, стоимость на другие услуги не изменилась, так как они менее востребованы и не доступны многим посетителям библиотеки.

В соответствии с вышесказанным необходимо принятие следующих мер:

- целенаправленно изучать и корректировать информационный спрос;

- прогнозировать запросы потенциальных абонентов;

- обоснованно выделять группы для приоритетного обслуживания;

- разрабатывать и систематически обновлять объективно реализуемую гибкую номенклатуру предоставляемых и сопутствующих услуг;

- предвидеть информационно – библиографические потребности обслуживаемого контингента читателей;

- расширение сферы платных услуг библиотеки;

- увеличение доли электронных ресурсов: электронные книги, электронные каталоги, Интернет – сайты, правовые системы;

- организация работы учащихся в Интернет;

- формирование электронных баз данных в помощь образовательному процессу;

- консультации по работе в Интернет, на ПК;

- предоставление самостоятельного освоения ПК с помощью обучающих программ;

- предоставление в пользование текстовых, графических, офисных программ для написания рефератов, дипломных и курсовых работ;

- составление тематических списков;

- предоставление возможности пользования электронной почтой (вплоть до открытия отдельного почтового ящика);

- предоставление информации в удобной для пользователя форме: печатное издание, электронная версия;

- расширение сервисных услуг;

- организация поиска информации по запросу пользователя.

Похожие работы на данную тему